НЕ ЗНАЮ, как вам, а мне приходилось самой мастерить кокошник. Когда я училась в школе, такой кокошник к костюму героинь спектакля «Морозко» мы, старшеклассники из школьного литкружка, взялись делать для ребят из младших классов. Сейчас выкройку любого изделия можно взять в Интернете или купить в магазине. У нас Интернета тогда не было, так что изобретали сами. 

«Екатерина II в русском костюме». Неизвестный художник с оригинала Стефана Торелли.
Впрочем, ничего сложного в этом деле не было. На выкройку кокошника у нас ушло 15-20 минут. В качестве основы мы взяли плотный картон. Кто-то нарисовал на нем что-то вроде большого петушиного гребня (кстати, кокошник происходит от древнерусского слова кокошь – курица), а кто-то – полумесяц. Затем рисунок вырезали. В каждом из «рожков» выкройки проделали сквозные отверстия для завязок, с помощью которых кокошник должен был крепиться на голове.
 
Чтобы кокошник получился красивым, картон нужно было обшить цветной или однотонной тканью. Последняя требовала использования каких-либо украшений. С этим было не так просто. Пайетки и бисер на каждом углу тогда не продавались. Поэтому нам пришлось потрошить расшитые блестками мамины клатчи, вышедшие из моды. В поисках лучшего дизайнерского решения, мы, сами того не замечая, заинтересовались происхождением кокошника. И даже записывали в тетрадь интересные факты из его «биографии». 


А НАЧАЛОСЬ все с репродукций картин известных русских художников XIX века, которые принесла в школу учительница литературы. Надо сказать, что по части «девушек в кокошниках» преуспел художник Константин Маковский. Его «Русская красавица в кокошнике», две одноименные картины «Боярышня у окна», девушки «За чаем» и «У околицы», «Царевна», «Боярышня» – все были в этом старинном головном уборе. Кокошник был замечен на голове «Жницы» Венецианова, «Неизвестной в русском костюме» Аргунова, на «Девушке перед зеркалом» Будкина, «Портрете императрицы Марии Федоровны» Крамского. И у моих любимых – «Царевны-лебедь» Врубеля и «Трех цариц подземного царства» Васнецова. На головах изображенных художниками девушек кокошники имели форму полумесяца или веера. 

«Портрет императрицы Александры Федоровны». А. Малюков, 1836 г. Эрмитаж.
«Портрет императрицы Александры Федоровны». А. Малюков, 1836 г. Эрмитаж.

Мы, школьники, были уверены, что кокошник являлся старинным русским головным убором. Но учительница рассказала, что он пришел к нам из Византии. В России кокошник известен с X-XII вв., некое подобие его встречается в Новгородских погребениях. А употребление слова задокументировано в XVII в.

В старину женщине запрещалось ходить с распущенными волосами, исключение – ворожба или оплакивание покойников. Головной убор как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее скромности и благонравности. В старину женщины надевали на голову убрусы – простые вышитые полотенца, а также высокие головные уборы с длинными концами. Первые носили замужние, вторые – незамужние женщины. Кокошник был универсальным в том смысле, что его носили и те, и другие.


ВПЕРВЫЕ  кокошник появился у знати и считался праздничным головным убором. Расшитый серебряными и золотыми нитями кокошник девушки надевали на свадьбу, а в быту носили его скромное подобие. В некоторых губерниях кокошник одевали в день свадьбы, затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Крестьянкам кокошник был не по карману. И только в XIX веке он проник в деревню и выжил как атрибут праздничной или свадебной одежды. 

Кокошник был не просто головным убором, он еще служил женщинам оберегом. Его расшивали различными орнаментами и символами супружеской верности и плодородия. Орнамент лобной части кокошника состоял из вышитого орнамента-оберега, в центре которого располагалась стилизованная лягушка – знак плодородия, по бокам – S-образные фигуры лебедей – символы супружеской верности. Тыльная часть головного убора была стилизованным кустом и символизировала древо жизни, а каждая ветка – новое поколение. Под ними, как правило, располагались две птицы – символ связи земли и неба, в лапках птиц – семена и плоды. На некоторых кокошниках были вышиты золотые звезды, на «лбу», как правило, располагалось солнце, а по бокам – небесные знаки. Более поздние кокошники в виде шапочки украшались красивым орнаментом свадебной символики (виноград и роза), появившейся в вышивке под влиянием городской среды.

Кокошники расшивали жемчугом и делали их высокими и прямыми. Но, к примеру, у широкого кокошника были свои преимущества. Форма позволяла богато его украсить. Именно эта форма кокошника вдохновляла художников на создание костюмов «в русском стиле». Такой убор пользовался спросом у боярынь и купчих.


ТРУДИЛИСЬ над кокошниками мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, картонную) основу. Кокошники были непременной частью приданного невесты из богатой семьи. Опять-таки, богатые женщины могли позволить себе часто менять кокошники, а в крестьянских семьях их бережно хранили, передавали из поколения в поколение. Они считались большой семейной ценностью. 

Со временем популярность кокошника стала угасать, а Петр Великий вообще запретил его носить барышням. Интерес к нему вновь проявился в период правления Екатерины II. В ее эпоху увлечение русской стариной стало модным. Екатерина II позировала художникам в кокошнике, проявляя таким образом уважение к русским традициям. В гардеробе императрицы были платья, выполненные в русском стиле, унизанные жемчугом. К наряду полагалась бриллиантовая диадема.

Небывалую волну русского патриотизма вызвала война 1812 года с Наполеоном. Она вернула интерес ко всему национальному в литературе, поэзии, одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией и филигранными пуговицами. На портретах того времени в них запечатлена императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I.

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. При Николае I был разработан костюм фрейлин императрицы с элементами русского традиционного костюма, в котором кокошник был непременным атрибутом. Этот головной убор любила жена Николая I императрица Александра Федоровна. 


В НАШИ ДНИ кокошник не используется в повседневной жизни, его можно увидеть на портретах русских художников, в мультиках и на картинках из русских сказок. А людей искусства он продолжает вдохновлять и по сей день.

«Троица жующих в кокошниках», ЧМ-2018. Матч Россия – Испания. Фото из открытых источников
«Троица жующих в кокошниках», ЧМ-2018. Матч Россия – Испания. Фото из открытых источников

На Чемпионате мира по футболу-2018 кокошник стал неформальным символом России после матча Россия – Испания, когда во время прямой трансляции оператор показал «троих жующих в кокошниках».

После этого не было туриста, который бы не увез с собой этот красивый атрибут русского народного костюма. Теперь кокошник наряду с шапкой-ушанкой – символ России и его можно купить в лавках, торгующих сувенирной продукцией.


МЕЖДУ ПРОЧИМ, кокошник, который мы сделали для спектакля «Морозко», оказался не хуже тех, что продаются сегодня. В нашем случае использовалась голубая парча, которую отдала на поделки однокласснице мама-портниха. Серебряные нити парчи блестели на кокошнике не хуже бриллиантов и сампфиров, украшавших когда-то кокошники боярынь и царевен из прошлых веков.