Это их первый выезд из Москвы
«МХАТ – ХХ век. Театральные сокровища» – так называется выставка, которая демонстрируется сегодня в ростовском филиале Шолоховского музея-заповедника. 


Царские сокровища первой мхатовской постановки.
Для многих ценителей театрального искусства само слово «МХАТ» – почти сакральное. Эту выставку Музей  МХАТа подготовил специально для «Шолохов-Центра». На ней представлены экспонаты, освященные именами Станиславского и Немировича-Данченко – создателей легендарной труппы, великих артистов, игравших в разные годы на мхатовской сцене. Никогда прежде свои театральные сокровища Музей МХАТа за пределы Белокаменной не вывозил.

Уже в первом зале – подлинные реликвии: костюмы к спектаклю «Царь Федор Иоаннович», поставленному по пьесе Алексея Толстого. Именно с этой постановки осенью 1898 года и началась история МХАТа. Вернее, тогда еще только МХТ: Московского художественно-общедоступного театра. Буква «А» в его аббревиатуре, обозначающая «академический», появилась позже.

С первых своих шагов этот коллектив перевернул представления о том, что такое хорошо сыгранная роль, сценическая правда, стал пространством художественного эксперимента. 

Знаковой постановкой стала для этого театра «Снегурочка» по пьесе Островского. Была поставлена сверхзадача: показать публике красоту русского Севера. Отправились в этнографическую экспедицию на Вологодчину, и привезли оттуда сундуки новых сокровищ: повседневные и праздничные крестьянские одежды, а также женские украшения, сделанные руками местных народных умелиц.

В этих расчудесных нарядах актеры «Снегурочку» и играли. 

- Шила платья для царицы, для первой русской кинозвезды Веры Холодной, создавала костюмы для мхатовских спектаклей.

Это – о талантливом, удивительном художнике по костюмам Надежде Петровне Ламановой. 

Элегантные костюмы для чеховских трех сестер.
Элегантные костюмы для чеховских трех сестер.

– Надежда Петровна не умела (или не хотела) ни кроить традиционным способом, ни рисовать, но при этом была наделена превосходным художественным вкусом и творческой фантазией, – рассказывала на открытии выставки директор Музея МХАТа Марфа Николаевна Бубнова. – Обходилась Ламанова без эскизов: драпировала ткань по фигуре.

Примерки при такой методе могли растягиваться на несколько часов. Выносить это было нелегко, но результат стоил страданий. В «Шолохов-Центре» свидетельством тому – костюмы Ламановой к спектаклям «Отелло» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Значительная часть выставки посвящена спектаклям МХАТа по чеховским пьесам. Дело, конечно, вовсе не в том, что Чехов – наш земляк, и, собираясь на Дон, Музей МХАТа сделал упор на «региональный компонент». Имя Чехова с историей этого театра связано неразрывно.

На мхатовской сцене 17 декабря 1898 года показали «Чайку». Прошла она с оглушительным успехом. Это было вдвойне отрадно, поскольку состоявшаяся двумя годами раньше премьера «Чайки» в  Александринском театре Петербурга окончилась оглушительным провалом.

Чеховская «Чайка» стала своего рода художественным манифестом МХАТа, открыла для него новые творческие горизонты.

Костюм Фигаро, созданный Надеждой ЛАМАНОВОЙ без выкройки.
Костюм Фигаро, созданный Надеждой ЛАМАНОВОЙ без выкройки.

В этом разделе выставки преобладают элегантные костюмы, созданные мастерами МХАТа для исполнительниц ролей чеховских героинь. Но есть и мужской. Тот, в котором великий Смоктуновский играл главную роль в спектакле «Иванов».

Рискну  предположить, что это – единственный экспонат выставки, который Москву все же покидал. Правда, прежде, чем стал экспонатом.

Дело в том, что в 1970-х годах Иннокентий Смоктуновский дважды приезжал на родину Чехова, чтобы сыграть Иванова в одноименном спектакле, шедшем тогда на сцене Таганрогского драмтеатра. 

Таганрожцы мечтали, что Смоктуновский вернется в эту постановку еще, – не сбылось. А вот его сценический костюм на Дон, получается, все-таки вернулся…

Музей МХАТа существует с 1923 года. Идея его возникла у Станиславского намного раньше. Едва ли не после первых постановок.

Сегодня фонды Музея МХАТа – это 330 тысяч единиц хранения. В «Шолохов-центр» привезли около двухсот театральных сокровищ. В Ростове они проведут все лето: выставка будет открыта до 9 сентября.