Дата публикации:
19 июл 2019 г.
Старт акции в честь великого баснописца дали на Дону
1344
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ входит в число главных юбиляров года – в феврале исполнилось 250 лет со дня его рождения.
К этому событию некоммерческий фонд развития национального кинематографа «Новый формат» подготовил художественно-просветительскую программу. Ее поддержало федеральное министерство культуры. В рамках национального проекта «Культура» эту программу покажут в 12 российских регионах.
Первыми ее зрителями и участниками стали жители Ростовской области: таганрожцы, а вслед за ними – ростовчане.
Насчет зрителей понятно, но что значит стали участниками?
ПРОГРАММА состоит из трех частей. Первая часть – это чтение со сцены басен Крылова. Каждому городу, где проходит акция, предлагается подготовить команду чтецов.
– Мы решили расширить представление зрителей о творчестве Крылова и показать не самые известные его басни, актуальные при этом и сегодня. К примеру, «Цветы». А еще ту, которая кажется известной, но самом деле нынешним слушателям мало знакома. Это «Ларчик». Ее финальная фраза «А ларчик просто открывался» стала крылатой, однако саму басню читали немногие, – сказала «НВ» Татьяна Андреевна МАЙБОРОДА, преподаватель русского языка и литературы ростовского лицея №11.
Эти басни ее ученики читали со сцены Донской публичной библиотеки. Поучительные истории дедушки Крылова прозвучали также в исполнении их сверстников из театральной студии «Солнечный ветер» и театральной школы «На бис».
А потом на экране кинозала ДГПБ возникло название второй части программы: «Как писать басни».
Соответствующие наставления давал собравшимся молодой литературовед Анатолий Смирнов. На экране возникали слайды с изображениями персонажей из басен Крылова, схемами, кратким структурным анализом произведений этого жанра.
– А вы сами басни пишете? – интересуюсь у Смирнова.
Оказывается, что этот гость из Питера – исключительно теоретик. Уверен, что если люди со способностями к стихосложению примут во внимание его советы и проявят должное усердие, то добьются хорошего результата.
КСТАТИ, данный проект включает в себя и конкурс басен. Возраст участников не ограничен. Конкурсные сочинения следует отправлять на электронный адрес: atk.film@gmail.com до середины октября. Из лучших обещают составить сборник.
– Похож! – пронеслось по рядам, когда на сцену поднялся заслуженный артист России Александр Тютрюмов.
Он снимался в «Убойной силе» и «Бандитском Петербурге», «Агенте национальной безопасности», «Кроте», «Меченосце». Но не к сыгранным там ролям относилась эта реплика. С первого взгляда на Александра Аркадьевича Тютрюмова, главного инициатора этой акции в честь великого русского баснописца, обнаруживается его сходство с Иваном Андреевичем Крыловым.
Кадр из первого фильма о баснописце.
Неудивительно, что именно у Тютрюмова возникла идея документально-игрового фильма о Крылове. Этот фильм выпустила его кинокомпания «АТК-студио». Надо ли говорить, кто воплотил на экране образ Ивана Андреевича?..
– До нас фильмов о Крылове не делали, – говорит Александр Аркадьевич.
Лента «Крылов. Реальность и вымысел» – это 26 минут о жизни классика русской литературы. Причем значительную часть информации зрителям сообщает… Александр Сергеевич Пушкин!
Некоторые зрители после просмотра удивлялись, почему никогда прежде не слышали о «Воспоминаниях» Пушкина о Крылове, справлялись у знатоков, где и когда они изданы.
Таких воспоминаний Пушкин не писал хотя бы уже потому, что покинул сей мир раньше своего старшего товарища и литературного собрата. Об отношении Пушкина к Крылову свидетельствуют строки из его писем и дневника, статей.
26 МИНУТ – это немного. Однако авторам удалось вместить в этот кинорассказ не только основные вехи биографии Крылова, включая угрозу Пугачева жестоко расправиться с его семьей, но и эпизоды, показывающие оригинальность этой натуры.
К примеру, Крылов, вопреки тогдашнему этикету, даже в царском дворце не желал говорить с русскими по-французски. Он был еда ли не единственным, кому прощалась такая вольность.
Есть исторический анекдот о том, что в бытность свою сотрудником Императорской публичной библиотеки Крылов большую часть рабочего дня пролеживал на диване, а читателям, искавшим нужную книгу, лениво указывал на нее движением руки.
Тютрюмов убежден, что это – миф. Фильм напоминает: во многом благодаря стараниям Крылова фонд этого книжного собрания многократно умножился.
Случается, что, развенчивая один миф, авторы невольно способствуют рождению другого. Александр Тютрюмов, вероятно, так прикипел душой к роли Крылова, что ни с кем не захотел с ней делиться. Разве что Крылова-ребенка сыграл его внук.
И все бы ничего, до тех пор пока не настает очередь эпизода о любовной драме Крылове. А было так, что Крылов влюбился в Анну, дочку брянского священника. И Анне он пришелся по душе. Дело шло к свадьбе, однако родители невесты этому воспротивились: Анна достойна лучшей партии!
Для Анны это было таким ударом, что от горя она стала чахнуть. Любящие ее родители скрепя сердце дали согласие на брак. Ждали Крылова, а он сообщил письмом, что не имеет возможности приехать к ним в Брянск. Пусть девушку привезут к нему, в Петербург. Тут уж родители девушки оскорбились и отказали жениху окончательно и бесповоротно.
Закадровый голос рассказывает эту историю, а на экране Иван Андреевич в том возрасте, когда вполне мог бы приходиться Анне отцом. Получается, закоренелый холостяк решился жениться, Анна – его закатная любовь… А на самом-то деле неудавшемуся жениху Крылову было тогда только 22 года, и это уже совсем иная ситуация.
ТАГАНРОГСКИМ зрителям, наверное, особо запомнился эпизод, связанный с Нестором Кукольником, писателем, драматургом, а также талантливым и деятельным чиновником, человеком, как говорили во времена оны, с общественным темпераментом. Последние десять лет своей жизни он провел в Таганроге, много дельного предложил для развития этого города.
Кукольник был знаком и даже дружен со многими выдающимися людьми своего времени. Он был среди провожавших Ивана Андреевича в последний путь.
В ленте рассказывается о том, как некий прохожий, встретив эту траурную процессию, спросил, кого хоронят.
– Министра народного просвещения, – отозвался Кукольник.
Прохожий удивился: а разве граф Уваров (он был этим министром) отошел в мир иной? Когда услышал, что провожают Крылова, усмехнулся. Какой же он, мол, министр? Он басни сочинял.
– Крылов – истинный народный министр просвещения, – парировал Кукольник. – А басни в своих докладах писал Уваров.
В финале фильма Пушкин и Крылов присаживаются на скамейку, и… превращаются в скульптурную композицию. Это эффектная, зрелищная концовка, возможно, еще и отсыл к реальному монументу, о котором немногие знают. Пятнадцать лет назад в подмосковном Пушкине появился памятник Пушкину и Крылову. Они сидят на скамеечке и словно о чем-то беседуют...
К этому событию некоммерческий фонд развития национального кинематографа «Новый формат» подготовил художественно-просветительскую программу. Ее поддержало федеральное министерство культуры. В рамках национального проекта «Культура» эту программу покажут в 12 российских регионах.
Первыми ее зрителями и участниками стали жители Ростовской области: таганрожцы, а вслед за ними – ростовчане.
Насчет зрителей понятно, но что значит стали участниками?
ПРОГРАММА состоит из трех частей. Первая часть – это чтение со сцены басен Крылова. Каждому городу, где проходит акция, предлагается подготовить команду чтецов.
– Мы решили расширить представление зрителей о творчестве Крылова и показать не самые известные его басни, актуальные при этом и сегодня. К примеру, «Цветы». А еще ту, которая кажется известной, но самом деле нынешним слушателям мало знакома. Это «Ларчик». Ее финальная фраза «А ларчик просто открывался» стала крылатой, однако саму басню читали немногие, – сказала «НВ» Татьяна Андреевна МАЙБОРОДА, преподаватель русского языка и литературы ростовского лицея №11.
Эти басни ее ученики читали со сцены Донской публичной библиотеки. Поучительные истории дедушки Крылова прозвучали также в исполнении их сверстников из театральной студии «Солнечный ветер» и театральной школы «На бис».
А потом на экране кинозала ДГПБ возникло название второй части программы: «Как писать басни».
Соответствующие наставления давал собравшимся молодой литературовед Анатолий Смирнов. На экране возникали слайды с изображениями персонажей из басен Крылова, схемами, кратким структурным анализом произведений этого жанра.
– А вы сами басни пишете? – интересуюсь у Смирнова.
Оказывается, что этот гость из Питера – исключительно теоретик. Уверен, что если люди со способностями к стихосложению примут во внимание его советы и проявят должное усердие, то добьются хорошего результата.
КСТАТИ, данный проект включает в себя и конкурс басен. Возраст участников не ограничен. Конкурсные сочинения следует отправлять на электронный адрес: atk.film@gmail.com до середины октября. Из лучших обещают составить сборник.
– Похож! – пронеслось по рядам, когда на сцену поднялся заслуженный артист России Александр Тютрюмов.
Он снимался в «Убойной силе» и «Бандитском Петербурге», «Агенте национальной безопасности», «Кроте», «Меченосце». Но не к сыгранным там ролям относилась эта реплика. С первого взгляда на Александра Аркадьевича Тютрюмова, главного инициатора этой акции в честь великого русского баснописца, обнаруживается его сходство с Иваном Андреевичем Крыловым.
Кадр из первого фильма о баснописце.
Неудивительно, что именно у Тютрюмова возникла идея документально-игрового фильма о Крылове. Этот фильм выпустила его кинокомпания «АТК-студио». Надо ли говорить, кто воплотил на экране образ Ивана Андреевича?..
– До нас фильмов о Крылове не делали, – говорит Александр Аркадьевич.
Лента «Крылов. Реальность и вымысел» – это 26 минут о жизни классика русской литературы. Причем значительную часть информации зрителям сообщает… Александр Сергеевич Пушкин!
Некоторые зрители после просмотра удивлялись, почему никогда прежде не слышали о «Воспоминаниях» Пушкина о Крылове, справлялись у знатоков, где и когда они изданы.
Таких воспоминаний Пушкин не писал хотя бы уже потому, что покинул сей мир раньше своего старшего товарища и литературного собрата. Об отношении Пушкина к Крылову свидетельствуют строки из его писем и дневника, статей.
26 МИНУТ – это немного. Однако авторам удалось вместить в этот кинорассказ не только основные вехи биографии Крылова, включая угрозу Пугачева жестоко расправиться с его семьей, но и эпизоды, показывающие оригинальность этой натуры.
К примеру, Крылов, вопреки тогдашнему этикету, даже в царском дворце не желал говорить с русскими по-французски. Он был еда ли не единственным, кому прощалась такая вольность.
Есть исторический анекдот о том, что в бытность свою сотрудником Императорской публичной библиотеки Крылов большую часть рабочего дня пролеживал на диване, а читателям, искавшим нужную книгу, лениво указывал на нее движением руки.
Тютрюмов убежден, что это – миф. Фильм напоминает: во многом благодаря стараниям Крылова фонд этого книжного собрания многократно умножился.
Случается, что, развенчивая один миф, авторы невольно способствуют рождению другого. Александр Тютрюмов, вероятно, так прикипел душой к роли Крылова, что ни с кем не захотел с ней делиться. Разве что Крылова-ребенка сыграл его внук.
И все бы ничего, до тех пор пока не настает очередь эпизода о любовной драме Крылове. А было так, что Крылов влюбился в Анну, дочку брянского священника. И Анне он пришелся по душе. Дело шло к свадьбе, однако родители невесты этому воспротивились: Анна достойна лучшей партии!
Для Анны это было таким ударом, что от горя она стала чахнуть. Любящие ее родители скрепя сердце дали согласие на брак. Ждали Крылова, а он сообщил письмом, что не имеет возможности приехать к ним в Брянск. Пусть девушку привезут к нему, в Петербург. Тут уж родители девушки оскорбились и отказали жениху окончательно и бесповоротно.
Закадровый голос рассказывает эту историю, а на экране Иван Андреевич в том возрасте, когда вполне мог бы приходиться Анне отцом. Получается, закоренелый холостяк решился жениться, Анна – его закатная любовь… А на самом-то деле неудавшемуся жениху Крылову было тогда только 22 года, и это уже совсем иная ситуация.
ТАГАНРОГСКИМ зрителям, наверное, особо запомнился эпизод, связанный с Нестором Кукольником, писателем, драматургом, а также талантливым и деятельным чиновником, человеком, как говорили во времена оны, с общественным темпераментом. Последние десять лет своей жизни он провел в Таганроге, много дельного предложил для развития этого города.
Кукольник был знаком и даже дружен со многими выдающимися людьми своего времени. Он был среди провожавших Ивана Андреевича в последний путь.
В ленте рассказывается о том, как некий прохожий, встретив эту траурную процессию, спросил, кого хоронят.
– Министра народного просвещения, – отозвался Кукольник.
Прохожий удивился: а разве граф Уваров (он был этим министром) отошел в мир иной? Когда услышал, что провожают Крылова, усмехнулся. Какой же он, мол, министр? Он басни сочинял.
– Крылов – истинный народный министр просвещения, – парировал Кукольник. – А басни в своих докладах писал Уваров.
В финале фильма Пушкин и Крылов присаживаются на скамейку, и… превращаются в скульптурную композицию. Это эффектная, зрелищная концовка, возможно, еще и отсыл к реальному монументу, о котором немногие знают. Пятнадцать лет назад в подмосковном Пушкине появился памятник Пушкину и Крылову. Они сидят на скамеечке и словно о чем-то беседуют...