Немного в нашей стране городов, где подобные выставки уже бывали. Ботаническое искусство возникло не вчера, однако организация, объединившая мастеров этого жанра и занявшаяся его популяризацией, появилась в России всего три года назад.

Выставку открывали руководители Российской ассоциации ботанического искусства Анна АЛЕШИНА и Ирина ГОЛУБЕВА.
Выставки Ассоциации художников ботанического искусства проходят в ботанических садах, природных заповедниках, галереях. В донской столице эти работы можно увидеть в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств.

Нередко творения ботанических художников называют портретами цветов. Все они строго реалистичны. И все же это не ботанические иллюстрации, сопровождающие описания растений в различных справочниках и учебных пособиях. В них ощущается дуновение поэзии. Причем поэзию художники стараются найти всюду. Даже в сплетениях корешков.

Художники этой Ассоциации особенность своего направления определяют так: «Ботаническая живопись совмещает в себе науку и искусство». Каждое растение они стремятся запечатлевать с ботанической точностью, корректно передавать его форму, структуру и цвет, но при этом создавать «композиции, приятные глазу».

Ботаническая живопись – это своего рода экологическое просвещение и воспитание. Причем не только зрителей, но и самих творцов.

– Начинаешь выбирать объект изображения и словно открываешь мир заново, – делится своим ощущением этого творческого процесса вице-президент Российской ассоциации художников ботанического искусства Ирина ГОЛУБЕВА. – Ведь оказывается, что красота буквально под ногами. Это может быть крошечный цветочек в канавке. Рассматриваешь его внимательно, и поражаешься гармонии линий, форм, цветовых оттенков.

– Но для художников вашего направления мало точно и вместе с тем поэтично изобразить растение. Надо еще подписать его имя – на русском языке и на латыни. Кто помогает его узнать?

– С Ассоциацией сотрудничают эксперты, которые всегда помогут художнику определить, что за растение привлекло его внимание.

Портрет морозника.
Портрет морозника.

Консультация требуется не только для установления имени. Специалист может подсказать, какие превращения происходят с растением в разное время года, чем и когда его облик особенно интересен.

Сокровища царства Флоры, которые предстают перед посетителями ростовской выставки, это и те самые травки из канавки, своеобразие которых надо уметь увидеть, и растения всем известные, даже воспетые в стихах. Такие, как, например, ландыш, виноград или цветущий каштан. Широко распространенные и крайне редкие.

Своего рода интригой этой коллекции можно считать серию портретов орхидей. Не тех, которые с недавних пор стали модным украшением российских окон, а их дикорастущих северных сестер. 

Для многих посетителей выставок ботанического искусства – откровение, что представители семейства орхидных растут не только в тропиках, но и в разных широтах пяти континентов. Нет их только в Антарктиде.

Ятрышник из орхидейной серии. Автор Марина ЧУГУНОВА.
Ятрышник из орхидейной серии. Автор Марина ЧУГУНОВА.

Эти растения редко называют орхидеями. Обычно известны они под другими именами. Слышали о любке двулистной, ятрышнике, дремлике болотном? Все они – из семейства орхидных, родственники тропических красавиц.

В Российскую ассоциацию художников ботанического искусства входят люди разных профессий. У Анны Алешиной, ее президента, образование архитектурное. У Ирины Голубевой – дипломы физика и биолога.

Дремлик глазами Веры ЕРМАК. Тоже орхидея.
Дремлик глазами Веры ЕРМАК. Тоже орхидея.

– Меня в эту Ассоциацию привела любовь к мелким деталям в графике и любовь к природе, – говорит «НВ» единственная на этой выставке участница от Ростовской области, выпускница Академии архитектуры и искусств ЮФУ Галина ЧИКОВА.

Ежегодно Ассоциация, «штаб-квартира» которой находится в Москве, устраивает большую итоговую выставку. К участию в ней допускаются все желающие с любым дипломом об образовании или вообще без оного. Пропуск один: работа должного уровня. 

Замечаю любопытную особенность ростовской выставки: у всех авторов – женские имена. Оказывается, на данный момент и в списке самой Ассоциации преобладает прекрасный пол. Правда, среди ее почетных членов – исключительно мужчины. Это – известный акварелист, иллюстратор ряда Красных книг Александр Вязьменский, ландшафтный архитектор Артем Паршин и директор Ботанического сада МГУ Алексей Ретеюм.

Таким увидела цветок лириодендрона Виолетта МАЛОВА.
Таким увидела цветок лириодендрона Виолетта МАЛОВА.

Кстати, у истоков этого жанра тоже стоял мужчина – выдающийся швейцарский ученый-натуралист XVI века Конрад Геснер. Считается, что это он заложил основы ботанической иллюстрации, от которой и отпочковалась потом ботаническая живопись.

– Но сегодня ботаническое искусство во всемирном масштабе больше привлекает женщин? – спрашиваю у Ирины Голубевой.

– Есть национальные ассоциации ботанических художников, где в большинстве – женщины. Но, к примеру, в Голландии этим искусством активно занимаются мужчины.

Последователи ботанического искусства есть во многих странах мира. В лидерах этого художественного направления – США и Великобритания. У их национальных ассоциаций – богатые традиции. 

У нашей ассоциации, совсем еще молодой, возможно, больше стремления к эксперименту. На ростовской выставке есть витрина с экспонатами, которые вряд ли увидишь на подобных выставках за рубежом. Это – ботаническая скульптура: объемные портреты растений из самозатвердевающей полимерной глины.

Выставка будет работать по 12 августа.