Дата публикации:
26 июл 2019 г.
Немного в нашей стране городов, где подобные выставки уже бывали. Ботаническое искусство возникло не вчера, однако организация, объединившая мастеров этого жанра и занявшаяся его популяризацией, появилась в России всего три года назад.
1301
Выставку открывали руководители Российской ассоциации ботанического искусства Анна АЛЕШИНА и Ирина ГОЛУБЕВА.
Выставки Ассоциации художников ботанического искусства проходят в ботанических садах, природных заповедниках, галереях. В донской столице эти работы можно увидеть в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств.Нередко творения ботанических художников называют портретами цветов. Все они строго реалистичны. И все же это не ботанические иллюстрации, сопровождающие описания растений в различных справочниках и учебных пособиях. В них ощущается дуновение поэзии. Причем поэзию художники стараются найти всюду. Даже в сплетениях корешков.
Художники этой Ассоциации особенность своего направления определяют так: «Ботаническая живопись совмещает в себе науку и искусство». Каждое растение они стремятся запечатлевать с ботанической точностью, корректно передавать его форму, структуру и цвет, но при этом создавать «композиции, приятные глазу».
Ботаническая живопись – это своего рода экологическое просвещение и воспитание. Причем не только зрителей, но и самих творцов.
– Начинаешь выбирать объект изображения и словно открываешь мир заново, – делится своим ощущением этого творческого процесса вице-президент Российской ассоциации художников ботанического искусства Ирина ГОЛУБЕВА. – Ведь оказывается, что красота буквально под ногами. Это может быть крошечный цветочек в канавке. Рассматриваешь его внимательно, и поражаешься гармонии линий, форм, цветовых оттенков.
– Но для художников вашего направления мало точно и вместе с тем поэтично изобразить растение. Надо еще подписать его имя – на русском языке и на латыни. Кто помогает его узнать?
– С Ассоциацией сотрудничают эксперты, которые всегда помогут художнику определить, что за растение привлекло его внимание.
Портрет морозника.
Консультация требуется не только для установления имени. Специалист может подсказать, какие превращения происходят с растением в разное время года, чем и когда его облик особенно интересен.
Сокровища царства Флоры, которые предстают перед посетителями ростовской выставки, это и те самые травки из канавки, своеобразие которых надо уметь увидеть, и растения всем известные, даже воспетые в стихах. Такие, как, например, ландыш, виноград или цветущий каштан. Широко распространенные и крайне редкие.
Своего рода интригой этой коллекции можно считать серию портретов орхидей. Не тех, которые с недавних пор стали модным украшением российских окон, а их дикорастущих северных сестер.
Для многих посетителей выставок ботанического искусства – откровение, что представители семейства орхидных растут не только в тропиках, но и в разных широтах пяти континентов. Нет их только в Антарктиде.
Ятрышник из орхидейной серии. Автор Марина ЧУГУНОВА.
Эти растения редко называют орхидеями. Обычно известны они под другими именами. Слышали о любке двулистной, ятрышнике, дремлике болотном? Все они – из семейства орхидных, родственники тропических красавиц.
В Российскую ассоциацию художников ботанического искусства входят люди разных профессий. У Анны Алешиной, ее президента, образование архитектурное. У Ирины Голубевой – дипломы физика и биолога.
Дремлик глазами Веры ЕРМАК. Тоже орхидея.
– Меня в эту Ассоциацию привела любовь к мелким деталям в графике и любовь к природе, – говорит «НВ» единственная на этой выставке участница от Ростовской области, выпускница Академии архитектуры и искусств ЮФУ Галина ЧИКОВА.
Ежегодно Ассоциация, «штаб-квартира» которой находится в Москве, устраивает большую итоговую выставку. К участию в ней допускаются все желающие с любым дипломом об образовании или вообще без оного. Пропуск один: работа должного уровня.
Замечаю любопытную особенность ростовской выставки: у всех авторов – женские имена. Оказывается, на данный момент и в списке самой Ассоциации преобладает прекрасный пол. Правда, среди ее почетных членов – исключительно мужчины. Это – известный акварелист, иллюстратор ряда Красных книг Александр Вязьменский, ландшафтный архитектор Артем Паршин и директор Ботанического сада МГУ Алексей Ретеюм.
Таким увидела цветок лириодендрона Виолетта МАЛОВА.
Кстати, у истоков этого жанра тоже стоял мужчина – выдающийся швейцарский ученый-натуралист XVI века Конрад Геснер. Считается, что это он заложил основы ботанической иллюстрации, от которой и отпочковалась потом ботаническая живопись.
– Но сегодня ботаническое искусство во всемирном масштабе больше привлекает женщин? – спрашиваю у Ирины Голубевой.
– Есть национальные ассоциации ботанических художников, где в большинстве – женщины. Но, к примеру, в Голландии этим искусством активно занимаются мужчины.
Последователи ботанического искусства есть во многих странах мира. В лидерах этого художественного направления – США и Великобритания. У их национальных ассоциаций – богатые традиции.
У нашей ассоциации, совсем еще молодой, возможно, больше стремления к эксперименту. На ростовской выставке есть витрина с экспонатами, которые вряд ли увидишь на подобных выставках за рубежом. Это – ботаническая скульптура: объемные портреты растений из самозатвердевающей полимерной глины.
Выставка будет работать по 12 августа.