Ростовская художница Надежда Эльдарова добивается охранного статуса для мозаичного рельефа, установленного на доме № 13 по бульвару Комарова


Интерес ее вполне понятен. Эти рельефы –  последняя совместная работа ее родителей-художников, связанная с трагическими событиями в их семье. Надежда Викторовна считает рельеф своеобразным памятником для них. Кроме того, эта мозаика – яркая примета тех советских лет. 

…В 80-е годы прошлого века Северный жилой массив только возводился. Вид кварталов с однотипными домами был достаточно унылым. Чтобы оживить атмосферу, городские власти решили украсить дом, где разместился магазин «Ростов-Дон», мозаичным рельефом. 

Творческий конкурс выиграли супруги Эльдаровы, Зинаида и Виктор, красивая и талантливая пара. Оба – выпускники ростовского художественного училища им. Грекова. Позже Виктор Эльдаров окончил еще и монументальное отделение знаменитой Строгановки в Москве. Вернувшись в Ростов, он стал членом Союза художников СССР, возглавил секцию монументального искусства. 

Виктор ЭЛЬДАРОВ.
Виктор ЭЛЬДАРОВ.

Супруги работали в разных техниках – мозаика (смальта), витраж, настенная роспись, рельеф с мозаикой. 

Их совместное творчество было представлено в Ростове достаточно широко. Это – витражи не только для завода Ростсельмаш, кинотеатра «Комсомолец», знаменитого в Ростове училища РАУ, школы Олимпийского резерва, но и для детских садов и школ. Это – сграффито и фрески для многих домов культуры, мозаики на фасадах школ и ростовского техникума связи на Красноармейской улице. Многие из этих работ не сохранились –  уничтожены при ремонте. А между тем они –  знаковые произведения монументального искусства тех лет. 

...Мозаичный рельеф на фасаде дома по бульвару Комарова, о котором и идет речь, стал последней работой Виктора Константиновича Эльдарова. Поздней осенью 1980 года он вместе с исполнителями из худфонда работал над рельефом на лесах. Было холодно, ветрено. В какой-то момент он почувствовал себя плохо. Вызвать «скорую» коллеги не догадались… Художник пролежал без помощи на лесах в течение нескольких часов, скончавшись от инсульта в возрасте 48 лет.

В суете дней ростовчане как-то подзабыли о том, что эти мозаичные рельефы — монументальное искусство. Относиться к нему надо с уважением, освободив от вывесок, рекламы и кондиционеров...
В суете дней ростовчане как-то подзабыли о том, что эти мозаичные рельефы — монументальное искусство. Относиться к нему надо с уважением, освободив от вывесок, рекламы и кондиционеров...

– Прошло почти 40 лет, а рельеф не вышел из моды, он по-прежнему интересен, – говорит Надежда Викторовна. – Местные жители привыкли к нему и не обращают на него внимания – в отличие от детей. Я сама видела, как дети в сопровождении мам долго рассматривают рельеф и показывают: вот – планеты, вот – космонавт в космосе – все, что задумали и изобразили мои родители. Когда-то эту работу принимал градостроительный совет, учитывалось все –  даже привязка к местности. Потому больно видеть, как сегодня рельеф облеплен кондиционерами, вывесками магазинов и пивных, зазывающими покупателей. Монументальное искусство просто выдавливается из городской среды!

Действительно, над рельефом нависают мощные наружные блоки сплит-систем, рядом – нелепая пристройка к торцу дома. обшарпанная площадка под рельефом служит для стихийной парковки автомобилей. На другом конце дома – второй рельеф. Он «украшен» вывеской пивного бара – большой пивной кружкой. Сомнительная эстетика. Однако местные жители к этому привыкли, не видят в этом ничего странного. 

Конечно, новых экономических условий никто не отменял, но существуют же какие-то рамки, ограничивающие интересы торговли и технический прогресс, идущие вразрез с комфортом городской среды. 


После нескольких неудачных обращений в администрации Ворошиловского района и Ростова Надежда Викторовна оставила попытки самостоятельно защитить рельефы.
 
За помощью она пошла в Комитет по охране объектов культурного наследия, где нашла понимание и поддержку. Руководитель комитета Иван Грунский выдал предписание администрации Ворошиловского района Ростова – взять мозаичный рельеф на учет. В настоящее время готовятся документы о придании ему статуса объекта культурного наследия. Тогда он реально будет под защитой закона.

– Мозаичные панно и рельефы, которыми украшали даже автобусные остановки, были весьма популярны в СССР в 80-е годы прошлого века. И, как оказалось, людям это дорого, – говорит председатель регионального отделения ВООПИиК Александр Кожин. – Вспомните, как ростовчане встали на защиту мозаичных панно в подземных переходах, которые могли исчезнуть в результате ремонта. Мозаичный рельеф на жилом доме по Комарова,13, выполненный на космическую тему, также должен занять достойное место в ряду памятников тех лет.

Видео Владимира Апарина