Дата публикации:
9 авг 2019 г.
ЕСЛИ ВЫ бывали в археологическом музее-заповеднике «Танаис», то не могли не обратить внимание на его крепостную башню. Потому что всюду либо раскопы (то есть руины), либо музейные корпуса. И вдруг это фортификационное сооружение в древнем стиле. Выглядит, как будто выросло не так уж давно. Однако рассказывают, что возвели его танаиты…
1237
На самом деле этой башне немногим более тридцати лет. Но строили ее танаиты. Не жители того города, который существовал здесь в античную эпоху, а другие танаиты: поэты, барды, художники, вдохновлявшиеся в 80-х годах прошлого века романтикой древнего Танаиса.
Возможно, эта башня здесь бы и не стояла, если бы не… Александр Сергеевич Пушкин. Ну и, конечно, если бы не Валерий Федорович Чеснок, тогдашний директор Танаиса, влюбленный в пушкинскую поэзию, свою работу, в Античность.
Чеснок мечтал, чтобы Танаис стал музеем в том самом смысле, который вкладывали в слово «мусейон» древние греки: обителью муз. Когда музей-заповедник решил отметить день рождения Пушкина праздником поэзии, Пушкинского дня в календаре России еще не было. Чеснок не стал ограничивать список приглашенных на этот праздник членами Союза писателей, влиятельной в ту пору организации, и патронируемых этим союзом поэтических студий. Наоборот: попросил Ольгу Федорову, сотрудницу музея-заповедника, дружившую с молодыми ростовскими талантами, которых нигде не печатали и ни на какие официальные торжества не звали, привезти их в Танаис. Пусть тоже выступят на Пушкинском празднике!
СЕГОДНЯ знатоки поэзии и истории Донского края знают этих людей как создателей «Заозерной школы». Это Геннадий ЖУКОВ, Виталий КАЛАШНИКОВ, Игорь БОНДАРЕВСКИЙ, Александр БРУНЬКО, Владимир ЕРШОВ.
Недавно в Ростове вышел в свет сборник поэзии заозерников и поэтов их круга «Эхо тысячи концертов». Но неизвестно еще, возникло бы творческое объединение «Заозерная школа», не случись вся эта история с празднованием в Танаисе дня рождения Пушкина.
Непризнанные поэты и барды в те дни испытали двойное потрясение: и от того, что им, которым всюду на официальных торжествах от ворот поворот, дали наконец выступить, и от самого музея-заповедника. Сошли с электрички и словно шагнули в какое-то иное измерение.
ПЕРВЫМ из них осваивать этот «параллельный мир» стал Владимир Ершов. Распростился с ростовской жизнью и устроился в музей-заповедник плотником. Геннадий Жуков сначала стал приезжать в Танаис после заводских смен, потом провел там отпуск. А потом и вовсе поселился в знаменитом в свое время бунгало – маленьком домике на территории музея-заповедника, временном пристанище для его сотрудников и командировочных.
Древние руины Танаиса стали местом притяжения и для их друзей. Все они гордо называли себя танаитами.
На презентации сборника «Эхо тысячи концертов» Александр КОЖИН, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, предложил установить на железнодорожной станции Танаис мемориальный знак в честь заозерников, воспевших этот уголок Донской земли. Идея интересная. Но один памятник танаиты себе уже воздвигли. Это – башня поэтов.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО Пушкинские праздники проходили в вишневом саду музея-заповедника. Место – чудесное. Но скоро их участникам стало там тесновато. Тем более что к чтению стихов и песням под гитару добавились театральные постановки.
Геннадий Жуков сочинил тогда пьесу «Афинянин» (ее сыграли артисты народного театра таганрогского ДК «Красный котельщик»). Михаил Изюмский со своим театром «Велес» привозил в Танаис фрагменты «Рождественской драмы». Эти постановки показывали уже не в вишневом саду, а в центре склона, словно самой природой созданного для античного амфитеатра.
Но и новое место было неидеально. Не хватало закулисья с его костюмерной и реквизиторской, хотелось, чтобы у артистов была возможность буквально подниматься на высоту.
Так, быть может, впервые в истории фортификационных сооружений потребности театра привели к идее строительства башни.
– Мы строили не какую-то произвольную, фантазийную башню, – рассказывает Валерий Федорович ЧЕСНОК. – В качестве примера взяли графическую реконструкцию, которая приводится в трудах специалиста по античным фортификационным сооружениям Владимира Петровича Толстикова. Оборонительным сооружениям Танаиса посвящена отдельная глава его кандидатской диссертации.
ВОЗВЕДЕНИЕ башни заняло два года. А вернее – два лета. В строительстве участвовали и сотрудники музея, включая самого директора Валерия Чеснока и завхоза музея-заповедника Павла Александрова, и танаиты-заозерники. Причем заозерники выступали не в качестве агитбригады, вдохновляющей песнями и стихами на трудовые подвиги: были и каменщиками, и грузчиками, и разнорабочими.
– Ершов, Жуков, Калашников – все они ребята рукастые, – вспоминает Валерий Федорович. – Нам помогали студенты-археологи, друзья заозерников и просто туристы, которые приезжали в Танаис и, увидев строительство башни, задерживались здесь, чтобы внести в это благородное дело свою маленькую лепту.
– А стройматериалы откуда?
– За них спасибо колхозу имени Шаумяна и Мясниковскому РСУ: откликались на мои слезные просьбы о помощи.
Сейчас без башни поэтов этот музей-заповедник уже трудно и представить. С ее «участием» проходят его главные праздники – Пушкинский (летом) и День Танаиса (осенью).
Но башня поэтов – не исторический памятник. Когда-нибудь ее могут снести.
– Если будут ломать, пусть имеют в виду, что в тыльной части стены имеется тайник. Это – обрезок трубы, заполненный афишами, буклетами и другими приметами того времени, когда мы строили башню, – говорит Валерий Федорович.
Что ж, для музейщиков и краеведов содержимое той трубы – тоже сокровище. В перспективе, вероятно, труба-тайник станет музейным экспонатом. Но лучше бы подольше башня поэтов хранила этот свой секрет.
Возможно, эта башня здесь бы и не стояла, если бы не… Александр Сергеевич Пушкин. Ну и, конечно, если бы не Валерий Федорович Чеснок, тогдашний директор Танаиса, влюбленный в пушкинскую поэзию, свою работу, в Античность.
Чеснок мечтал, чтобы Танаис стал музеем в том самом смысле, который вкладывали в слово «мусейон» древние греки: обителью муз. Когда музей-заповедник решил отметить день рождения Пушкина праздником поэзии, Пушкинского дня в календаре России еще не было. Чеснок не стал ограничивать список приглашенных на этот праздник членами Союза писателей, влиятельной в ту пору организации, и патронируемых этим союзом поэтических студий. Наоборот: попросил Ольгу Федорову, сотрудницу музея-заповедника, дружившую с молодыми ростовскими талантами, которых нигде не печатали и ни на какие официальные торжества не звали, привезти их в Танаис. Пусть тоже выступят на Пушкинском празднике!
СЕГОДНЯ знатоки поэзии и истории Донского края знают этих людей как создателей «Заозерной школы». Это Геннадий ЖУКОВ, Виталий КАЛАШНИКОВ, Игорь БОНДАРЕВСКИЙ, Александр БРУНЬКО, Владимир ЕРШОВ.
Недавно в Ростове вышел в свет сборник поэзии заозерников и поэтов их круга «Эхо тысячи концертов». Но неизвестно еще, возникло бы творческое объединение «Заозерная школа», не случись вся эта история с празднованием в Танаисе дня рождения Пушкина.
Непризнанные поэты и барды в те дни испытали двойное потрясение: и от того, что им, которым всюду на официальных торжествах от ворот поворот, дали наконец выступить, и от самого музея-заповедника. Сошли с электрички и словно шагнули в какое-то иное измерение.
ПЕРВЫМ из них осваивать этот «параллельный мир» стал Владимир Ершов. Распростился с ростовской жизнью и устроился в музей-заповедник плотником. Геннадий Жуков сначала стал приезжать в Танаис после заводских смен, потом провел там отпуск. А потом и вовсе поселился в знаменитом в свое время бунгало – маленьком домике на территории музея-заповедника, временном пристанище для его сотрудников и командировочных.
Древние руины Танаиса стали местом притяжения и для их друзей. Все они гордо называли себя танаитами.
На презентации сборника «Эхо тысячи концертов» Александр КОЖИН, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, предложил установить на железнодорожной станции Танаис мемориальный знак в честь заозерников, воспевших этот уголок Донской земли. Идея интересная. Но один памятник танаиты себе уже воздвигли. Это – башня поэтов.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО Пушкинские праздники проходили в вишневом саду музея-заповедника. Место – чудесное. Но скоро их участникам стало там тесновато. Тем более что к чтению стихов и песням под гитару добавились театральные постановки.
Геннадий Жуков сочинил тогда пьесу «Афинянин» (ее сыграли артисты народного театра таганрогского ДК «Красный котельщик»). Михаил Изюмский со своим театром «Велес» привозил в Танаис фрагменты «Рождественской драмы». Эти постановки показывали уже не в вишневом саду, а в центре склона, словно самой природой созданного для античного амфитеатра.
Но и новое место было неидеально. Не хватало закулисья с его костюмерной и реквизиторской, хотелось, чтобы у артистов была возможность буквально подниматься на высоту.
Так, быть может, впервые в истории фортификационных сооружений потребности театра привели к идее строительства башни.
– Мы строили не какую-то произвольную, фантазийную башню, – рассказывает Валерий Федорович ЧЕСНОК. – В качестве примера взяли графическую реконструкцию, которая приводится в трудах специалиста по античным фортификационным сооружениям Владимира Петровича Толстикова. Оборонительным сооружениям Танаиса посвящена отдельная глава его кандидатской диссертации.
ВОЗВЕДЕНИЕ башни заняло два года. А вернее – два лета. В строительстве участвовали и сотрудники музея, включая самого директора Валерия Чеснока и завхоза музея-заповедника Павла Александрова, и танаиты-заозерники. Причем заозерники выступали не в качестве агитбригады, вдохновляющей песнями и стихами на трудовые подвиги: были и каменщиками, и грузчиками, и разнорабочими.
– Ершов, Жуков, Калашников – все они ребята рукастые, – вспоминает Валерий Федорович. – Нам помогали студенты-археологи, друзья заозерников и просто туристы, которые приезжали в Танаис и, увидев строительство башни, задерживались здесь, чтобы внести в это благородное дело свою маленькую лепту.
– А стройматериалы откуда?
– За них спасибо колхозу имени Шаумяна и Мясниковскому РСУ: откликались на мои слезные просьбы о помощи.
Сейчас без башни поэтов этот музей-заповедник уже трудно и представить. С ее «участием» проходят его главные праздники – Пушкинский (летом) и День Танаиса (осенью).
Но башня поэтов – не исторический памятник. Когда-нибудь ее могут снести.
– Если будут ломать, пусть имеют в виду, что в тыльной части стены имеется тайник. Это – обрезок трубы, заполненный афишами, буклетами и другими приметами того времени, когда мы строили башню, – говорит Валерий Федорович.
Что ж, для музейщиков и краеведов содержимое той трубы – тоже сокровище. В перспективе, вероятно, труба-тайник станет музейным экспонатом. Но лучше бы подольше башня поэтов хранила этот свой секрет.