Дата публикации:
27 сен 2019 г.
Их приоткроет выставка «Восток. Другая красота»
Эта выставка приехала в «Шолохов-центр» (ростовский филиал Шолоховского музея-заповедника) из московского Музея Востока.
687
Фото/Видео: Марина Каминская
«Восток. Другая красота» – это экспонаты, создающие представление о мире восточной женщины: ее наряды, украшения, те предметы быта, которые на Востоке традиционно находятся на женской половине, вдали от посторонних глаз.
Слова «Другая красота» намекают не только на разницу в представлениях Европы и Азии о прекрасном, но и на разные каноны красоты на самом Востоке. В одних странах (Япония или Китай) женщина в традиционной культуре – это своего рода арт-объект. В других (Монголия) – подруга в труде и бою. Ключевая фраза к бирманскому или индонезийскому пониманию образа женщина – «сама естественность»…
Один из самых популярных экспонатов этой выставки – туфельки для «золотых лотосов» – бинтованных ножек китаянок.
Существует множество легенд о том, как в Китае возник этот обычай, которые многие и на Западе, и на Востоке считают изуверским. В них фигурирует император, восхищенный красотой танца своей наложницы, у которой была на удивление крошечная стопа, и гарем, начавший мечтать о таких же ножках. И не только мечтать, но и действовать.
Впрочем, результата можно было добиться, лишь бинтуя ножки девочкам в возрасте от 3 до 12 лет.
Длина стопы – «золотого лотоса» – это в среднем девять с половиной сантиметров. Если меньше ее обладательница часто лишалась способности ходить. И тогда ее носили слуги.
Туфельки для ножек-лотосов.
Туфельки, которые демонстрируются на этой выставке, скорее похожи на атласные полуботиночки. Они украшены вышивкой и тканной тесьмой. В центре – цветок лотоса, вдоль тесьмы порхают бабочки. В этих символах зашифровано благопожелание.
Такие туфельки девушки с ножками – «золотыми лотосами» нередко сами и украшали. Делали это не только для себя, но и в подарок. К примеру, взятая в жены или наложницы девушка, входя в свой новый дом, дарила собственноручно расшитые туфельки старшей жене.
Гуталы (сапожки) монгольских женщин очень похожи на гуталы мужские: и те и другие – без каблука, с загнутым носком, украшены аппликацией и вышивкой.
– Ходить в таких сапогах довольно неудобно, – говорит куратор выставки Евгения Карлова. – Шьются они по размеру не ноги, а стремени: монгольская женщина традиционно проводила много времени в седле.
Гуталы монголок не отличаются большим изяществом, но свидетельствуют о почитании родной земли. Ведь сапожки на каблуке, по их представлениям, ранят почву. А такая подошва ей не вредит.
«Сама естественность» – это, к примеру, про бирманок и других представительниц Индокитая. Даже статуи их богинь – босоногие…
С зонтиком красавица еще краше.
«Гюльчатай, открой личико!» – вспоминают посетители в зале, экспонаты которого рассказывают о мире исламской женщины. Ведь в его центре – витрина с женскими наголовными халатами жительниц Средней Азии.
Нередко, особенно в Европе, такие халаты, хиджабы и другие восточные одежды, превращающие женщин в невидимок, расценивают как знак их униженного положения в обществе. Однако, по мнению Евгении Карловой, не все так однозначно.
Однажды ей самой довелось в течение некоторого времени жить в стране со строгими мусульманскими обычаями, носить наряды, оставляющие открытыми лишь часть лица.
– Сначала было непривычно, неудобно и к тому же жарко, – рассказывает она. – Но вскоре это превращение в невидимку, как это неудивительно, понравилось. Появилось чувство защищенности, которое не дает европейский костюм.
Хотя эта выставка замышлялась не для Шолоховского музея, в ней есть и свой, условно шолоховский уголок. Он посвящен турецкой женщине. Так что легко теперь представить, как могла выглядеть бабушка Григория Мелехова. Ведь была она турчанкой…
Знакомство с канонами другой красоты продлится в «Шолохов-центре» до 1 декабря.
Слова «Другая красота» намекают не только на разницу в представлениях Европы и Азии о прекрасном, но и на разные каноны красоты на самом Востоке. В одних странах (Япония или Китай) женщина в традиционной культуре – это своего рода арт-объект. В других (Монголия) – подруга в труде и бою. Ключевая фраза к бирманскому или индонезийскому пониманию образа женщина – «сама естественность»…
Один из самых популярных экспонатов этой выставки – туфельки для «золотых лотосов» – бинтованных ножек китаянок.
Существует множество легенд о том, как в Китае возник этот обычай, которые многие и на Западе, и на Востоке считают изуверским. В них фигурирует император, восхищенный красотой танца своей наложницы, у которой была на удивление крошечная стопа, и гарем, начавший мечтать о таких же ножках. И не только мечтать, но и действовать.
Впрочем, результата можно было добиться, лишь бинтуя ножки девочкам в возрасте от 3 до 12 лет.
Длина стопы – «золотого лотоса» – это в среднем девять с половиной сантиметров. Если меньше ее обладательница часто лишалась способности ходить. И тогда ее носили слуги.
Туфельки для ножек-лотосов.
Туфельки, которые демонстрируются на этой выставке, скорее похожи на атласные полуботиночки. Они украшены вышивкой и тканной тесьмой. В центре – цветок лотоса, вдоль тесьмы порхают бабочки. В этих символах зашифровано благопожелание.
Такие туфельки девушки с ножками – «золотыми лотосами» нередко сами и украшали. Делали это не только для себя, но и в подарок. К примеру, взятая в жены или наложницы девушка, входя в свой новый дом, дарила собственноручно расшитые туфельки старшей жене.
Гуталы (сапожки) монгольских женщин очень похожи на гуталы мужские: и те и другие – без каблука, с загнутым носком, украшены аппликацией и вышивкой.
– Ходить в таких сапогах довольно неудобно, – говорит куратор выставки Евгения Карлова. – Шьются они по размеру не ноги, а стремени: монгольская женщина традиционно проводила много времени в седле.
Гуталы монголок не отличаются большим изяществом, но свидетельствуют о почитании родной земли. Ведь сапожки на каблуке, по их представлениям, ранят почву. А такая подошва ей не вредит.
«Сама естественность» – это, к примеру, про бирманок и других представительниц Индокитая. Даже статуи их богинь – босоногие…
С зонтиком красавица еще краше.
«Гюльчатай, открой личико!» – вспоминают посетители в зале, экспонаты которого рассказывают о мире исламской женщины. Ведь в его центре – витрина с женскими наголовными халатами жительниц Средней Азии.
Нередко, особенно в Европе, такие халаты, хиджабы и другие восточные одежды, превращающие женщин в невидимок, расценивают как знак их униженного положения в обществе. Однако, по мнению Евгении Карловой, не все так однозначно.
Однажды ей самой довелось в течение некоторого времени жить в стране со строгими мусульманскими обычаями, носить наряды, оставляющие открытыми лишь часть лица.
– Сначала было непривычно, неудобно и к тому же жарко, – рассказывает она. – Но вскоре это превращение в невидимку, как это неудивительно, понравилось. Появилось чувство защищенности, которое не дает европейский костюм.
Хотя эта выставка замышлялась не для Шолоховского музея, в ней есть и свой, условно шолоховский уголок. Он посвящен турецкой женщине. Так что легко теперь представить, как могла выглядеть бабушка Григория Мелехова. Ведь была она турчанкой…
Знакомство с канонами другой красоты продлится в «Шолохов-центре» до 1 декабря.