На сцене Ростовского академического драмтеатра им. М. Горького – одно из самых загадочных произведений Тургенева

Возвращение Ольги в отчий дом.

Почему запрещали?

Одна из загадок этой пьесы – ее запрет цензорами. Предполагалось, что «Нахлебник» будет сыгран на бенефисе выдающегося современника Тургенева – актера Михаила Щепкина. Но цензор не дал разрешения на постановку.

Нынешних зрителей это удивляет: да что же в пьесе крамольного? Скорее скверный анекдот, частная история, чем политика. Высокопоставленный столичный чиновник Елецкий приезжает с молодой женой Ольгой в ее отчий дом. Во время застолья сосед – помещик Тропачев, желая потешить Елецкого, глумится над давним обитателем этого дома нелепым, но безобидным Кузовкиным.

Кузовкин – человек пожилой (по меркам тургеневского времени так и вовсе старик). Из обедневших дворян. Хорошего воспитания не получил, места на службе – тоже. С молодости проживает там, как говорили в старину, «на хлебах». Одним словом, нахлебник.

Кузовкин, кажется, создан для того, чтобы вили из него веревки. При старом барине не протестовал против отведенной ему роли шута. А тут вдруг оказалось, что есть все же в этом тюфяке внутренний стержень, есть пружина, которая, если на нее сильно надавить, может и выстрелить.

Униженный и оскорбленный, старый приживал открывает такую тайну, что семейная история хозяев дома предстает теперь в новом свете. И он уже вроде не нахлебник, а на равных с остальными домочадцами.

Царская цензура признала «Нахлебник» пьесой «совершенно безнравственной, наполненной выходками против русского дворянства». Возможно, на такой вердикт повлиял страх перед Великой французской революцией 1848 года, свергнувшей монархию и напомнившей об идеалах свободы, равенства и братства. Они просачивались в Россию. «Нахлебник» мог сыграть на руку их проводникам. Ведь дворяне в пьесе показаны действительно в невыгодном свете.

Тайна нахлебника стала для молодой хозяйки дома громом среди ясного неба.
Тайна нахлебника стала для молодой хозяйки дома громом среди ясного неба.

Вот как характеризует своих действующих лиц сам Тургенев. Елецкий – «не злой, но без сердца». Тропачев – «по природе грубоват и даже подловат». Карпачов (приятель Тропачева) – «очень глупый человек». И у этих господ – грубоватых, без сердца – сотни душ крепостных…

Неоднозначен и Кузовкин, так бездарно проживший жизнь. Но каков он? Пояснений на его счет Тургенев не оставил. Доверился гениальному Щепкину: как почувствует, так и сыграет!

Интересно, что безнравственной пьеса показалась не только цензорам, но и… Гоголю. А может, это и неудивительно. Гоголь считал, что зло на сцене должно быть изобличено и наказано. В «Нахлебнике» этого нет. Даже трудно сказать: оптимистичен финал или это предвестие драмы? Кузовкина изгоняют из ставшего родным дома. Правда, он получает деньги на покупку деревеньки, о которой мечтал. Только куда ж ему, неприспособленному к жизни, пускаться на склоне лет в свободное плавание?

И все же недаром целых четырнадцать лет боролся Щепкин за эту пьесу. Пытался снять запрет с помощью своих влиятельных поклонников, среди которых были и великие князья. Просил позволить ему сыграть в «Нахлебнике» хотя бы в качестве награды в честь его полувекового служения сцене.

Верно, для бывшего крепостного Михаила Щепкина тема пробуждения чувства собственного достоинства в униженном и оскорбленном человеке была особенно дорога. Она и теперь актуальна.

Над чем смеемся?

Еще одна загадка «Нахлебника»: почему Тургенев назвал эту пьесу комедией?

На ростовской сцене одноименный спектакль поставил Михаил Фейгин (Москва). Жанр обозначил еще загадочнее: «психолого-комическая фантас­магория».

Кузовкина в этом спектакле сыграл Олег Ширшин. Его Кузовкин – это, пожалуй, большой добродушный ребенок, которому не хватило характера стать взрослым.

Фейгин не привносит в спектакль современные реалии. Типажи схвачены Тургеневым так верно, что персонажей «Нахлебника» нетрудно представить и в нашей жизни. Вот, к примеру, обидчик Кузовкина Тропачев, роль которого исполняет Артем Шкрабак. Тропачев – отставной силовик. Не исключено, что в военных походах был вынослив и смел. Беда, что на гражданке способен вести себя как завоеватель. В наши дни вполне мог бы пополнить ряды автохамов.

Одиночество Кузовкина скрашивает кукла.
Одиночество Кузовкина скрашивает кукла.

Со словом «фантасмагория» у нас часто обращаются вольно. Словари же сообщают, что фантасмагория – это причудливое, бредовое видение.

Не следует ли из этого, что Кузовкин свою тайну выдумал? Возможно, давно выдумал, а потом поверил в свою фантазию? 

Впрочем, и такой поворот не делает его фигуру менее драматичной.

Можно только догадываться, над чем могли смеяться зрители в 1862 году, когда пьесу все же разрешили к постановке и Щепкин наконец сыграл в ней главную роль.

Сегодня смех в зале вызывает диалог, который в то время никто не назвал бы комичным. Тропачев интересуется у Елецкого: надолго ли приехал в имение?

Столичный чиновник отвечает, что взял трехмесячный отпуск.

– Мало, мало, – замечает Тропачев.

У каждого времени – свой юмор.