Честно говоря, раньше мне казалось, что самовар – чисто русское изобретение. Пока я не познакомилась с руководителем реставрационной мастерской самоваров и предметов старины Александром ЗАПОРОЖЦЕМ. Он-то и рассказал мне, что прародителем самоваров является металлический кувшин, в котором на Востоке заваривали чай. Русские мастера совершенствовали восточные чайники еще в петровские времена.

– Когда Петр I поехал на судоверфь в Голландию, – рассказывал Александр Васильевич, – один из его подмастерьев взял с собой какое-то подобие самовара, и голландцы были в диком восторге от простоты и удобства кипячения в нем воды.

Петр I много чего перенял у иностранцев, в том числе традицию пить чай. Можно сказать, этот напиток стимулировал русских предпринимателей к производству самоваров. Какое-то время считалось, что русские самовары были изобретены именно в Туле. На самом деле это не так. В России первые самовары стали производить на Урале, где активно велась добыча металла. Именно там открыл завод по выпуску самоваров Григорий Демидов, внук тульского промышленника Никиты Демидова, любимца Петра I. А в Туле самовары стали выпускать, потому что там было развернуто оружейное дело, были люди, которые могли обрабатывать металл. Так что туляки в некотором роде «монополизировали» в России производство самоваров.

Город мастеров

Первые самовары в Туле были изготовлены в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. После этого фабрики по производству самоваров в Тульской губернии стали расти как грибы после дождя. В 1785 году открылось самоварное заведение промышленника Морозова, в 1787 году – Попова, в 1796-м – Медведева. В 1812-м – Ломова, в 1813-м – Курашева, в 1815-м – Черникова, в 1820-м – Киселева. Самовары В. Ломова пришлись даже к императорскому двору и в 1840 году получили право украшаться российским гербом – своеобразным знаком качества. Одной из самых известных была фабрика Баташева. В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя и небольшая из них была основана в 1825 году, а самая крупная была построена в 1840 году. 

В начале XX века фабрика наследников В. Баташева выпускала 54 различных видов самоваров. Баташевские самовары, лучшие по качеству и оформлению, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без продукции фабрики Баташева. 

«Самоварные» сервизы нередко встречались в семьях состоятельных людей.
«Самоварные» сервизы нередко встречались в семьях состоятельных людей.

За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды. Высшей наградой на всероссийских выставках считался знак государственного герба, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. Эту награду наследники Баташева получили в 1896 году на самой крупной в России Нижегородской выставке. 

Среди тульских самоваров прошлого века самой известной моделью был самовар Паричко со съемным кувшином. Его изобрел инженер А. Паричко. Этот самовар имел ряд преимуществ. Во-первых, он был универсальным, в том смысле, что мог работать как на жидком топливе, к примеру, на спирте, так и на твердом – угле, щепках. Во-вторых, он был безопасен, поскольку не распаивался, даже в случае отсутствия в нем воды при топке. В-третьих, обладал максимальной теплоэффективностью. Самовары Паричко были безопасны в пожарном отношении. Благодаря особому устройству вода в них долго оставалась горячей. О самоваре Паричко тульские газеты писали как о выдающемся изобретении, которое может стать удачным подарком к празднику.

Кстати, дарить «чайник на ножках» в прошлые века было модно. Самовары того времени были настоящими произведениями искусства. Самовары в виде античных ваз, с «кружевным» носиком, ручками и крышкой раскупались как горячие пирожки. Широкое распространение получили самовары в форме рюмки, банки. С 80-х годов XIX века самовары стали покрывать никелем. Они блестели как зеркало и раскупались массово приезжими на самой крупной в России Нижегородской ярмарке.

Атрибут семейного благополучия 

С середины XIX века чаепитие из самовара становится на Руси национальной традицией. «В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно народом, который в них только пьет чай, – писал В. Белинский в статье «Петербург и Москва». – Этот народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же в трактирах». 


Чай из самовара, стоившего недешево, пили как в купеческих, так и в рабочих, крестьянских семьях. Он собирал вокруг себя несколько поколений семей. Размеренные беседы «за самоваром» создавали атмосферу тепла и уюта. Самоваром пользовались не только дома. Его брали в дорогу, на гулянье. Для этого использовались также дорожные самовары. Они были необычной формы: многогранные, кубические, иногда цилиндрические, со съемными ножками. Их удобно было переносить. Одной из разновидностей дорожного самовара был самовар-кухня, в котором в разных самостоятельных отсеках, расположенных вокруг горячей трубы внутри самовара, можно было одновременно кипятить воду для чая, готовить суп и кашу.

Самовар как атрибут семейного благополучия, имеющий богатую историю, часто упоминался классиками русской литературы и находил свое место в картинах художников Б. Кустодиева, К. Маковского, К. Коровина, других русских мастеров кисти. 

В 1912–1913 гг. число самоварных фабрик в Туле доходило до 50. В год они выпускали 660 тыс. самоваров.

Сокращение производства

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. На их месте образуются артели. А фабрика наследников В. Баташева передается Тульскому патронзаводу. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых. В советские времена народ не утратил традицию пить чай из самовара. Самовар вошел в каждый дом и продолжал оставаться символом добра и домашнего уюта.


В Великую Отечественную войну все фабрики Тулы перешли на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших фашистов. После войны тульское самоварное производство возрождается. В 50-е годы все самоварные предприятия города объединяются в один завод «Штамп». Это единственное в городе производство, которое начало выпускать самовары разных емкостей, а также буфетные – 45-литровые. Завод освоил производство нескольких новых видов самоваров. В 1964 г. любителей сувенирной продукции порадовал выпуск самовара «Ясная Поляна» емкостью 125 граммов, высотой 13 сантиметров – уменьшенная в 56 раз копия самовара Л. Толстого, находящегося в музее-усадьбе писателя.

В 1977 г. на заводе «Штамп» начинается выпуск комбинированного самовара. Он представляет собой соединение жарового и электрического самоваров емкостью 5 литров. Его можно вскипятить и с помощью электричества, и древесным углем, лучиной. Такой самовар можно было использовать в квартире, на даче, на природе. В 70-е годы модными являлись электрические самовары. Их дарили к праздникам, на юбилеи. 

Тульский завод «Штамп» и сегодня выпускает самовары. С 1990 года – с художественной росписью. Спешат приобрести расписной, известный на весь мир тульский самовар туристы, особенно иностранные. 

В наши дни самовары заменили современные приборы для кипячения воды. Но самовар – это что-то особенное. Как у Блока: «Глухая тоска без причины и дум неотвязный угар. Давай-ка наколем лучины – раздуем себе самовар! За верность старинному чину, за то, чтобы жить не спеша! Авось, и распарит кручину хлебнувшая чаю душа!»