Победительница единственного в мире телеконкурса оперных исполнителей живет на Дону

40 человек на место – это круто. Такой была конкуренция на заочном этапе кастинга желающих участвовать в шестом сезоне престижного конкурса молодых оперных исполнителей «Большая опера», который проводит телеканал «Россия К» («Культура»). Анна Шаповалова, солистка Ростовского музыкального театра (сопрано), успешно прошла и заочный, и очный кастинг.

– Красивый, богатый голос.

– Какие красивые голоса в России.

– Лавина таланта.

Такие слова уже во время конкурса звучали после ее выступлений на очередных этапах из уст интернационального жюри.

Первый, кто расслышал в голосе Анны большой артистический потенциал, – это ее папа.

– Я родом из села Кагальник Азовского района,– говорит Анна. – Мои родители – простые люди, с искусством не связаны. Но папа любит звучание певческих голосов, чуток к оттенкам их тембров.

Кагальник – село старинное, овеянное легендами. Кагальник сегодня – это восемь тысяч жителей, двадцать улиц. На одной из них – школа искусств. Туда и отвел когда-то папа Анны свою одаренную дочь.

Девчонки всегда мечтают о сцене. Как это ни удивительно, но желания стать артисткой у Анны в ее школьные годы не возникало. Ей хотелось поближе к детям. Например, работать детским врачом или акушером-гинекологом.

Папа нашел компромисс: настоял на поступлении дочки в Ростовский колледж искусств, чтобы получила профессию музыкального педагога. И еще студенткой колледжа Анну приняли на работу в ее родную школу искусств.

Трудно представить, как Анна успевала все это совмещать. Нередко приходилось дважды в день ездить из Кагальника в Ростов и обратно. И хотя это село от Ростова недалеко, времени на такие переезды уходило немало. 

У будущей певицы долго не было и мыслей о сольной карьере. Их всколыхнула уже во время учебы в Ростовской консерватории работа над студенческой постановкой оперы «Аида». Анне впервые предстояло исполнить не отдельные арии, а целую партию, спеть судьбу своей героини. Решение этой задачи захватило. Тот студенческий спектакль, показанный на сцене ростовского Дома офицеров, стал для Шаповаловой поворотным моментом в ее артистической судьбе.

А потом произошло то, что Анна называет везением. После консерватории она поехала в Питер на ярмарку-конкурс студентов музыкальных вузов. «Купцы» (представители театров) приезжают на эти смотрины отовсюду. Именно там вчерашнюю ростовскую студентку и приметил директор вокальной труппы… Ростовского музыкального театра Геннадий Верхогляд.

Встретились земляки на Неве, продолжили разговор на Дону. В то время тогдашний главный дирижер этого театра Андрей Аниханов задумал поставить оперу «Евгений Онегин» силами совсем еще молодых певцов, ведь впервые эта опера Чайковского и прозвучала в исполнении студентов. Анна пришла на прослушивание, и Аниханов понял, что нашел исполнительницу главной женской партии – Татьяны.

Анна ШАПОВАЛОВА в образе Татьяны из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» на улице Пушкинской в Ростове.
Анна ШАПОВАЛОВА в образе Татьяны из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» на улице Пушкинской в Ростове.

За Татьяной последовали партии Мими в «Богеме», Лизы в «Пиковой даме», Жанны д’Арк в одноименной опере Верди.

Анна выступала на сцене и с помощью своего концертмейстера Светланы Антоновой и своего педагога и наставника, профессора Ростовской консерватории Татьяны Шорлуян готовилась к большим престижным конкурсам.

– Наверно, надо иметь железные нервы, чтобы участвовать в очных творческих конкурсах. Творческий человек, он ведь – эмоциональный, впечатлительный. А от членов жюри порой можно услышать замечания, которые способные выбить из колеи, – говорю Анне.

– Тут важно то, как себя настроишь, – отвечает она. – Для меня участие в престижном конкурсе – это способ повысить свою квалификацию.

В этом году Пласидо Доминго вручил Анне Шаповаловой специальный приз за выступление на конкурсе OPERALIA-2019, проходившем в Праге. Наградой за выступление на Международном конкурсе Евы Мартон в Будапеште в 2018 году стало приглашение принять участие в спектакле на сцене Венгерской национальной оперы.

Телеконкурс молодых оперных исполнителей «Большая опера» – особый. Он гораздо продолжительнее обычных конкурсов (восемь этапов, не считая кастинга). Это и творческое состязание, и телешоу. 

Почти весь нынешний сезон «Большой оперы» – это нетрадиционное решение знаменитых оперных образов, эксперименты с костюмами и декорациями. Отводилось очень мало времени на то, чтобы конкурсант вжился в такую роль.

Молодым оперным исполнителям надо было не только показывать свои номера, но и отвечать на множество порой самых неожиданных вопросов, которые задавали жюри и съемочная группа. 

– Хотела бы выйти замуж, состояться как женщина, как певица, как личность, – ответила в эфире Анна на вопрос о своей мечте и сделала это так, что, верно, поразила и жюри, и ведущих конкурса, и зрителей своей безыскусностью в обычной жизни.

Кроме этих глобальных, есть у Анны и другие мечты. Одну из них она осуществила в финале «Большой оперы»: исполнила арию Катерины Измайловой из любимой оперы Шостаковича, предназначенную для более зрелой и опытной певицы. Рискнула – и победила!

Кому Анна Шаповалова передала приз конкурса – статуэтку с изображением крыла как символа вдохновенного труда – догадаться несложно. Конечно, папе.


28 декабря Анна Шаповалова вновь будет петь в «Большой опере» на канале «Культура». Но уже не на конкурсе, а на гала-концерте с участием финалистов разных сезонов проекта, а также членов жюри и ведущих «Большой оперы».

Читайте по теме:

Приз «Большой оперы» уехал на Дон

Солистка Ростовского музыкального театра участвует в уникальном телепроекте