Мало кто из ростовчан представляет, какая красота порой скрывается за обшарпанными дверями подъездов с кодовыми замками в домах старого фонда. А посмотреть в таких парадных есть на что. И стоит поспешить, пока не грянул капремонт

Дом № 20 по проспекту Соколова, ранее носившему название Среднего проспекта, был когда-то доходным домом для состоятельных ростовчан.

Проспект Соколова – это бывший Средний.Большим был проспект Ворошиловский, проспект Чехова назывался Малым. Средний проспект был своеобразной границей между старой Солдатской слободой (ныне часть территории Ленинского района Ростова) и крепостью Димитрия Ростовского (ныне – часть Кировского района Ростова). 

Застраивался Средний проспект в конце XIX – начале XX века. Здесь в основном  строили доходные дома для состоятельных ростовчан. 

Дом № 20 – именно из таких. Кстати сказать, является памятником регионального значения. 

Все квартиры в доме – коммунальные. Подъездов дома пока не коснулся капремонт. Потому видны следы былой красоты. Высокие, метра 4 потолки, деревянные двери, в которых чувствуется благородная стать, хотя их много раз красили-перекрашивали в течение последних ста лет. Начищенных медных дверных ручек, увы, не осталось.

Ажурная ковка ограждений лестниц сегодня воспринимается как роскошь.
Ажурная ковка ограждений лестниц сегодня воспринимается как роскошь. Наверное, ковалась ростовскими мастерами, располагавшимися на бывшей Кузнечной, ныне – Пушкинской. Сохранились и родные деревянные перила, удобные для руки. На полу подъезда – метлахская плитка, еще не вытертая за столетие ногами жильцов. 

А если выглянуть из высокого окна парадного, то можно увидеть соседний дом, куда в гости к профессору университета, который вел у себя дома кружок для студентов, ходил еще до войны школьник Александр Солженицын. 

А этот интересный дом № 32, построенный в Ростове на проспекте Соколова, не внесен в списки охраняемых объектов.
А этот интересный дом № 32, построенный в Ростове на проспекте Соколова, не внесен в списки охраняемых объектов.

Другой интересный дом, построенный в Ростове в тот же промежуток времени, расположен на проспекте Соколова, 32. В списки охраняемых объектов не внесен. Потому фасад первого этажа пестрит вывесками разных заведений – от похоронного бюро до множества магазинчиков. 

Но когда входишь в парадное, суета остается за дверью. Здесь на всем лежит печать авторства того, кто проектировал дом. Изюминка подъезда – настенные женские маски, по две на каждом этаже. Вопреки тому, что черты лица трудно угадываются под слоем побелки, на обитателей современных подъездов они могут произвести большое впечатление. Кажется, ошибся дверью и попал в музей.

Изюминка подъезда – настенные женские маски, по две на каждом этаже.
Изюминка подъезда – настенные женские маски, по две на каждом этаже.

Но и этого подъезда коснулась современность – в оконные проемы уже установлены новые металлопластиковые профили. Однако видно, что сделаны они по старым чертежам, потому смотрятся почти как родные. 

Судя по дверям квартир, в парадном есть и коммуналки, и приватизированные квартиры. Последние легко узнать по безликим низким металлическим дверям. Они изменяют внешний вид парадного, делая его примитивным. Не спасают положение даже строгие рельефы масок. Этажом ниже, где сохранились деревянные (пусть и обшарпанные) высокие двери коммуналок, ощущение парадности сохраняется. Смотришь и понимаешь, что такое гармония, угаданная архитектором.

...В прошлом году в Ростове взялись за капремонт подъездов, исторических домов – в том числе. Порой страшно становится за всю эту красоту – лепнину, метлахскую плитку, кованые элементы лестниц, которые так легко сбить, бездарно закрасить, заменить дешевыми современными аналогами. Да, будет почище. Но от парадного не останется и следа...

– Все зависит от уровня культуры того, кто займется ремонтом подъезда, – считает председатель регионального отделения ВООПиК Александр КОЖИН. – Иногда неискушенный человек думает: ну зачем здесь старая вытертая плитка или лепнина, собирающая пыль? А если человек имеет вкус, он понимает, что сохраняет старину, которой можно гордиться, которую можно и нужно показывать.

Видео Владимира Апарина
Продолжение следует.