Узнать об этом поможет выставка «Царские куклы», которая демонстрируется сегодня в Ростовском областном музее краеведения.

Автор этой выставки – известный российский коллекционер и художник Светлана Пчельникова (Москва). «Царские куклы» – это часть ее большого проекта по воссозданию коллекции кукол и игрушек детей Николая II. Он включает реставрацию уникальных находок, создание копий и реплик, поиск аутентичных предметов. Куклы и игрушки этой коллекции Светлана Валерьевна в течение ряда лет дарит музею- заповеднику «Царское село». Ведь именно Александровский царскосельский дворец был любимым домом последней русской венценосной семьи, в нем дети Николая II провели большую часть своей так рано оборвавшейся жизни.

В 2017 году Светлана Пчельникова как автор этого проекта стала лауреатом премии Правительства России в области культуры.


– Так это те самые куклы, которых держали в руках царевны? – спрашивают посетители выставки.

Куклы и игрушки детей Николая II, как и другие личные вещи членов последней русской венценосной семьи, в большинстве своем оказались утрачены. На выставке можно увидеть куклы и игрушки той эпохи, даже точно такие же, как были у царевен. 


Светлана ПЧЕЛЬНИКОВА оставила «Царских кукол» на Дону до июня.

Создать эту коллекцию Светлане Пчельниковой помогли талант, упорство, дружеские связи с коллекционерами кукол, проживающими за рубежом, безусловно, везение в поиске нужных антикварных красавиц и… сами царевны:

– В витринах выставки – копии фотографий, сделанных дочками Николая II. У каждой из них был фотоаппарат «Кодак», фотографировать царевнам нравилось. Есть снимки, на которых запечатлены и их куклы. Это – драгоценные свидетельства.

Конечно, снимки царевен для Светланы Пчельниковой – далеко не единственный источник информации по данной теме. Она изучает исторические и архивные материалы.


Примечательно, что царь предпочитал дарить своим детям не готовые куклы, а наборы заготовок типа «Сделай сам». В этом был, безусловно, воспитательный момент. Но и готовые куклы, игрушечные наборы в царской семье, как и в других семьях, служили воспитанию детей. С их помощью царские дети познавали мир, укрепляли навыки гигиены, учились тонкостям этикета, узнавали множество полезных вещей. Многие кукольные наборы (к примеру, письменный или для игры в крокет, посудный) отличались от соответствующих взрослых или детских исключительно размером. В остальном – как настоящие.

Есть на выставке кукла, которая попала в историю. Как минимум российско-французских отношений. Это Bebe Olga, то есть малютка Ольга. Эту куклу создали во Франции в конце XIX века к визиту Николая II. Он приехал в эту страну вместе с супругой и княжной-младенцем Ольгой.

Ольга всех очаровала. Французский президент подарил ей куклу, ее тезку. Во Франции это событие стало сюжетом для открытки. А кроме того, в обеих странах возник бум этой кукольной модели, которую выпускали в разных вариантах для семей разного достатка. Да еще и с сундучками кукольного приданого.


До Ростова «Царские куклы» побывали в Архангельске. В донской столице компанию им составили куклы из собрания ростовского художника и коллекционера Светланы Деркач. Она – постоянная участница Международных салонов авторской куклы, которые проводит в Москве Светлана Пчельникова.

Витрины Светланы Деркач расширяют представление о куклах дореволюционной России. Хорошенькая кукла в костюме зайчика может напомнить о старинных пасхальных открытках. Ведь на них часто изображены зайчата. 

В Западной Европе эти животные – такие же атрибуты пасхальных праздников, как в России цыплята. В старину в России были в ходу открытки, нарисованные западноевропейскими художниками. Поэтому россияне нередко получали поздравления с Пасхой на открытках, украшенных  добрыми зайками. А юным россиянкам могли подарить куклу пасхального зайчика.

Жемчужина этого выставочного раздела – крестьяночка Дуняша. Редкость! В конце XIX – начале XX века в лидерах продаж были куклы французского и немецкого производства. Потому и в нынешних коллекциях кукол того времени в большинстве француженки да немки. Дуняша не просто одета в русский сарафан (зарубежные мастера, бывало, изготавливали для российских покупателей кукол в русских национальных одеждах). Она и родилась в России: на заводе Дунаева.

Царевны играли в куклы, а наследник престола, разумеется, в солдатики.

– Если бы произошло какое-то фантастическое совмещение времен и сегодня бы потребовалось создать игрушечное войско для цесаревича Алексея, выполнение этой задачи стоило бы поручить ростовскому мастеру военно-исторической миниатюры Сергею Деркачу,– уверена Светлана Пчельникова.

Витрину с фигурками воинов разных времен и народов можно рассматривать часами. Это – творчество мастеров из ростовского клуба любителей военно-исторической миниатюры. Такие фигурки для наследника престола могли бы стать наглядными пособиями при изучении всемирной истории, истории войн. Ведь это не только филигранная работа, но и такая точность в деталях военной моды, снаряжения, вооружения, что каждая миниатюра может быть приравнена к статье справочника.

К примеру, над миниатюрой Фердинанда II, правителя XVI века, который примеряет к себе образ античного героя, трудились четыре мастера. Один ковал меч, другой изготавливал шлем… Тяжелее всего пришлось миниатюристу-кузнецу, который облачил Фердинанда в кольчугу. Ведь состоит она из 28 тысяч крошечных колечек!

Наверное, не только наследник престола, но и сам государь остались бы довольны такой работой ростовских мастеров.