Нашим веб-гидом в историко-краеведческом музее Верхнедонского района, что в станице Казанской, стал подполковник полиции в отставке Георгией АБАКУМОВ. Сейчас он возглавляет клуб «Краеведы Верхнедонья», действующий на базе этого музея.




- На Верхнем Дону немало таких  погребений, датируемых двумя тысячами лет до нашей эры, - рассказывает Георгий Абакумов. - Культура, к которой они относятся,  называется катакомбной. Она образовалась в конце 3000 — начале 2000 годов до нашей эры и явилась предшественницей так называемой срубной культуры. Это, по сути, были первые кочевники. Ряд  ученых считают, что  в ту пору было положено   начало  будущей  индоарийской расы.



В зале археологии  музея представлено  много экспонатов различных эпох — от каменного века  до  средневековья.  Это орудия труда первобытного человека, украшения,  лепная керамика,  оружие воинствующих племен,  найденное  на  Верхнем Дону.


Задерживаемся у  экспозиций с инструментами и  различными  бытовыми  предметами, которыми на протяжении столетий пользовались казаки.


Представляем глиняную посуду, которая была обычной в казачьих хозяйствах.

Макитра
Макитры – это обычно большие,  широким горлом  горшки.  В казачьих семьях  в них хранили крупы, готовые вареники, пирожки и хлеб, месили тесто. 

Махотки
Махотки - это низкие кувшины с широким горлом. 

Собственно кувшины
Собственно кувшины –сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Летом в жару в них наливали квас, взвар - компот из фруктов и опускали в погреб.  Отличительная особенность  верхнедонских кувшинов - их украшали зеленой, коричневой либо синей глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла.

Корчажки
Корчажки  –  еще один вид казачьей посуды.Они имели  высокое и  довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота  были рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло  свою свежесть, а при прокисании давало  толстый слой сметаны, который удобно снимался ложкой.

Балисан ( второе название - бальсан)
Балисан ( второе название - бальсан) -  это глиняный сосуд для масла в форме цилиндра  либо  сужающийся книзу.

Кубган
Кубган -  глиняный сосуд объемом 8-12 литров для хранения молочных продуктов. Его использовали  также для воды, браги, замачивания яблок, винограда. Раньше казанцы на зиму заполняли кубган квашеным откидным молоком, которое хранилось  в погребе. Всю зиму, до отёла коров, обходились этим молоком, порой  оно выручало даже на масленицу. 

Глечик
Глечик - сосуд для переноса напитков на короткое расстояние. В верхней части носик для слива и отверстие для наливания напитков. 

Кондюшка
Кондюшка - использовалась для питья воды, взвара, кваса, перетапливания масла и подачи его на стол. 

Кубышка
Кубышка - широкий сосуд с круглым туловом, которое переходит в узкую горловину. Может быть и с небольшим носиком-сливом. Обычно  служил для хранения масла. Иногда кубышки делались с ручкой и  применялись для подачи вина к столу. Использовались для хранения денег, из-за чего слово стало синонимом копилки. Большое число кубышек встречается среди археологических находок, как сосуды, используемые для кладов.

Канопка
Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функцию кружки.

Гoнчapнoe peмecлo, - рассказывает Георгий Абакумов, - в наших краях передавалось из пoкoлeния в пoкoлeниe. Глиняная посуда украшалась росписью, несложным рельефным орнаментом. Формы и декор такой посуды соответствовали продуктам, для которых она предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи. 

Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из двух комнат: сеней для сушки посуды, и мастерской. Там же находилась яма, в которую засыпали глину. Глину в течении  нecкoлькиx днeй зaмaчивaли, зaтeм ocнoвaтeльнo мecили, чтoбы oнa былa мягкoй и элacтичнoй. Фopмиpoвaли пocуду  "вытяжным" cпocoбoм на  нoжнoм гoнчapнoм кpугe. Пpи этом  cпocoбе  гончap бpaл глиняный ком cpaзу нa вecь cocуд и, пoлoжив нa гoнчapный кpуг, вpaщaл  eгo, вытягивaя pукaми из глины cocуд нужнoй фopмы. Гoтoвыe издeлия пpocушивaли, а потом  oбжигaли в гopнe,  вырытом в земле. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров.

В Казанском юрте в XIX вeкe гoнчapный пpoмыceл был oчeнь pacпpocтpaнён  При изготовлении глиняной посуды пpимeнялacь как обычная техника, так и чepнoлoщнная, когда oбжиг издeлий пpoизвoдился в cильнo кoптящeм плaмeни бeз дocтупa вoздуxa.


Много в  казанском  музее  материалов  о боевых подвигах в Первую и Вторую мировые войны.  Историю каждого  экспоната  Георгий Абакумов  знает  в подробностях — лично участвовал в формировании тематических экспозиций. Гид неизменно останавливается у раздела, посвященного  Захару  Сазонтьевичу  Курючкину  и его коню Мишке. И рассказывает обычно такую историю. Было это в Первую мировую. Курючкин получил задание взять  перед наступлением языка. Между противоборствующими сторонами  нередко случались «мертвые зоны» - балки, болотца, всевозможные тропы. Казаки их обычно знали. Ночью Захар с Мишкой прошли по такой тропе. И оказались в ста метрах за немецкими окопами. Залегли там с Мишкой до обеда следующего дня. В полдень у немцев был обед. Пробили склянки. Солдаты, отобедав, разделись и кинулись купаться. Офицеры и унтер-офицеры раскинули пасьянс.  На кухне в тот момент были три человека. На бруствере — пулеметный расчет. Пулеметчики в сторону кухни даже головы не поворачивали. Они напряженно смотрели  на передовые позиции казаков. Курючкин оценил ситуацию мгновенно. В три прыжка на Мишке подлетел к пулеметчикам.  Мгновение — и они зарублены. Вскоре  погибают  и повара, не успевшие схватиться за винтовки.


Видя, что офицеры и унтер-офицеры  за столом  без оружия, казак вернул в ножны саблю. Схватил плетку и погнал их в сторону российских окопов. Немцы, которые купались, опомнились. Кинулись к оружию. Но стрелять в своих не решились. Захар Сазонтьевич доложил командованию: «Простите, что не  одного, а семерых пленных  доставил. Хлопот Вам больше!»


Сейчас музей проводит ряд онлайн  мероприятий, к которым вполне можно присоединиться.

В их числе акция "Военная фотография: как это было"


Организаторы  предлагают:  делитесь снимками из своих архивов, публикуя их  в соцсетях с хештегами #фотографиявоенныхлет. Каждый может прислать фотографии своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и рассказать их историю.


Можно поучаствовать и  музейном веб-уроке на тему  «Диалектные слова и особенности говора казаков Верхнего Дона»,  узнать,  почему до сих пор в  станице можно услышать унаследованные от предков  такие южнорусские слова, как, скажем, завеска, кочет, горнушка, гребовать, гутарить.  Или, скажем,  имеющие  рязанские корни слова ласкирь, сула, займище. А знаете, что такое у казанцев «гаманец»? Оказывается, это  кошелек из кожи.  Чапля –  это сковордник. Скло – стекло. Чумбур – поводок лошади…

Вот-вот в музее появится восстановленная старинная машина. Следите за публикациями в газете «Наше время» об этой истории  и за пополнением в  данном разделе на сайте.

Видео Владимира Апарина