Еще в студенческие годы он был домашним учителем у будущего литературного классика Максимилиана Волошина. Он первым обратил внимание публики на искры гениальности в игре будущей великой русской актрисы Веры Комиссаржевской. Это с его легкой руки на кинонебосводе зажглась ярчайшая звезда Великого немого – Вера Холодная.

Никандр ТУРКИН открывал миру будущих звезд.
Звали этого человека Никандр Васильевич Туркин. Он был театральный критик, драматург, сценарист, режиссер.

Впрочем, многие знали его под другой фамилией. Вернее, под творческим псевдонимом: Гранитов.

В конце XIX – начале XX века многие деятели культуры выступали под псевдонимами. У Туркина псевдоним был не один. Годы спустя к «Гранитову» добавились «Алатров» и «Дий Одинокий». Тогда это звучало не так уж экстравагантно. Вполне в духе времени.

На статьи, выходившие в донской прессе и подписанные «Гранитовым», обратил внимание Антон Павлович Чехов. Даже проживая далеко от малой родины, он читал донскую периодику с ее рассказами о местной жизни.

Однажды в поезде по дороге на Дон Чехов встретился с известнейшим российским издателем Сытиным. Для Никандра Туркина, который на тот момент не был знаком ни с одним из них, эта встреча стала судьбоносной. Ведь Чехов посоветовал Сытину разыскать местного журналиста Гранитова. Хлесткое перо! Такое и в столице пригодится!

Сытин последовал совету Чехова, и вскоре в штате редакции его газеты «Русское слово» появился журналист из Новочеркасска Никандр Туркин (Гранитов).

Это – эпизод из книги «Никандр Туркин. От Комиссаржевской до Маяковского», которую выпустил в свет издательский дом «Гранд».

Ее автор – тоже театральный критик, драматург и режиссер Алексей Климашевский. Творчество Туркина открыл для себя случайно, еще в студенческие годы, когда собирал материал для курсовой работы о «золотом сезоне» Новочеркасского театра. В этом сезоне 1893–1894 годов на его сцене блистало созвездие известных российских артистов и дебютировала молоденькая девушка из Тифлиса – Вера Комиссаржевская.

Вере КОМИССАРЖЕВСКОЙ донской казак Никандр ТУРКИН предрек большое будущее.
Вере КОМИССАРЖЕВСКОЙ донской казак Никандр ТУРКИН предрек большое будущее.

Читая отклики на спектакли этого сезона, хранящиеся в Новочеркасском музее истории донского казачества, Климашевский особо выделил статьи Гранитова: «До чего же хорошо пишет!». И так увлекся его личностью и творчеством, что посвятил ему и дипломную работу. Останавливаться на этом не собирался, но 1990-е годы разрушили многие замыслы…

К счастью, спустя годы Климашевскому к своему замыслу удалось вернуться и благодаря финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям издать книгу, о которой в то время и не мечталось: красивую, со множеством иллюстраций.

Ее содержание гораздо шире биографии одной, хотя бы и яркой личности. В ней множество любопытных, а порой и удивительных для наших современников деталей российской культурной жизни тех лет.

К примеру, в свой первый «сезон» в журналистике Никандр Туркин работал бесплатно. Причем это было его собственное решение. Хотелось писать предельно искренне и ни от кого не зависеть.

Эту творческую свободу Туркин обеспечил себе сам. Он происходил из небогатой многодетной казачьей семьи. С ранних лет увлекся искусством, театром, но не стал перечить отцу, когда тот выхлопотал для него войсковую стипендию для обучения в Московском межевом институте. 

Отец был межевой техник. Надеялся, что сын пойдет по его стопам.

Никандр Туркин был из тех людей, которые талантливы во многом. В институте он и по профильным предметам преуспел лучше большинства других, а на занятиях по гуманитарным предметам его сочинения оценивались как образцовые.

Получив образование, Туркин вернулся в Новочеркасск, честно отработал пять лет в Областной чертежной и ушел из нее в чине титулярного советника.

Алексей Климашевский высказывает интересную версию. Он считает, что это талант дебютантки Комиссаржевской окрылил Туркина, когда тот предстал перед читающей публикой в образе театрального критика Гранитова. Хотелось свидетельствовать о явлении миру новой многообещающей актрисы, было упоительно наблюдать за ее расцветающим даром.

В свой первый сезон Вера Комиссаржевская сыграла 58 ролей. Наши современники могут решить, что это – опечатка. Ведь получается, что спектакль держался в репертуаре всего несколько дней, премьера сменялась премьерой… Зачем же нужно было публиковать отзывы на постановки, если спектакль мог исчезнуть из репертуара раньше, чем читатель дочитает о нем статью?

Репертуар действительно менялся с космической скоростью. А отзывы в прессе тех лет, вероятно, могли повлиять на выбор репертуара, создание культурной среды.

– Никандр Туркин был рыцарем театра. Он был убежден, что в большого артиста может вырасти только широко образованный человек, который неустанно расширяет кругозор, – говорит Алексей Климашевский.

Это было созвучно размышлениям Комиссаржевской о театре. Их с Туркиным дружеское общение не завершилось с отъездом актрисы из Новочеркасска. Оно продолжилось в переписке.

…Никандр Васильевич Туркин уже разменял шестой десяток, был известным театральным критиком, печатавшимся в столичных изданиях, когда встреча с земляком ознаменовала новый поворот в его судьбе. Этим земляком был организатор и директор первой русской кинофабрики Александр Ханжонков.

Сначала Туркин работал в его журнале, посвященном киноискусству, потом возглавил сценарный отдел киностудии, сам стал сценаристом и даже режиссером. Работал не только на ханжонковской кинофабрике.

В его картинах снимались Вертинский и Ольга Чехова, Маяковский.

Свои самые заметные роли в кино Владимир МАЯКОВСКИЙ сыграл в лентах нашего земляка Никандра ТУРКИНА.
Свои самые заметные роли в кино Владимир МАЯКОВСКИЙ сыграл в лентах нашего земляка Никандра ТУРКИНА.

Маяковский играл у Туркина главные роли в двух фильмах: «Не для денег рожденный» (русская вариация на тему «Мартина Идена» Джека Лондона, но с хорошим финалом, без самоубийства главного героя) и «Закованная фильмой» – эдакий мистический триллер. Сценарий обеих лент сочинил сам поэт.

К сожалению, ленты до наших дней не дошли. То, что о них известно, вызывает интерес. Однако Маяковский считал, что с режиссером ему не повезло. Такое в кино и театре бывает: не сошлись две творческие личности характерами, и ничего тут не поделать…

Наверно, Никандр Туркин представить себе не мог, что когда-нибудь станет персонажем пьесы, которую поставят в его родном городе Новочеркасске. Это произошло в 1994 году. Пьесу написал новочеркасский журналист Александр Биленко. Спектакль назывался «Первый сезон». Он – о дебюте на новочеркасской сцене Веры Федоровны Комиссаржевской, чье имя носит теперь этот театр. У театрального критика Туркина-Гранитова в этой истории – заметная роль.

Спектакль готовили к столетию дебюта Комиссаржевской. Книга Климашевского о Туркине на даты ориентирована не была, но успела выйти к юбилею его родного города. Просто случайность?