• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
1 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Культура
  • «Немецкая оккупация»: жертвы и герои

«Немецкая оккупация»: жертвы и герои

Дата публикации: 11 авг 2020 г.

В Ростове – знаменитая выставка Меера Аксельрода

Марина Каминская
Марина Каминская
1610

Фото/Видео: Аркадий Будницкий

Она демонстрировалась во многих городах мира и не могла миновать Ростов. Потому что именно здесь почти полвека назад состоялась первая персональная выставка Меера Моисеевича Аксельрода, к тому времени уже зрелого мастера. И именно здесь этот художник встретил человека, без которого его художественное свидетельство о сопротивлении евреев нацистам было бы неполным. Это – Александр Аронович Печерский.

Оказавшись в плену, этот советский офицер возглавил восстание узников фашистского лагеря смерти «Собибор» – единственное успешное восстание такого рода за всю историю Второй мировой. Тогда мало кто в Советском Союзе знал об этом подвиге.

Портрету Печерского Аксельрод дал название «Узник». Он изобразил человека несломленного, с полным отсутствием пафоса и глубоким чувством собственного достоинства.


Основную часть работ серии «Немецкая оккупация» Аксельрод создал в Алма-­Ате, в эвакуации.

Известно, что мощным импульсом к созданию этой серии стали рассказы пассажиров, которые художник услышал в поезде по дороге в Алма-Ату. Среди попутчиков были польские евреи-беженцы, одними из первых познавшие ужасы холокоста.

Но Аксельрод задумал серию не только об ужасах немецкой оккупации, в которой уже в июне 1941-го оказалась и его малая родина – белорусское село Молодечно. Это и рассказ о сопротивлении оккупантам, о достойном приятии своей судьбы, как бы ни была она горька.

Работы серии «Немецкая оккупация» художник впервые представил там же, в Алма-Ате, в военное время. Однако в следующий раз их встреча со зрителями произошла только спустя долгие годы. Выставочную судьбу этих произведений определило отношение властей к Аксельроду. В середине 1930-х годов к нему приклеили ярлык формалиста, увлекающегося художественными веяниями капиталистического Запада. Дорога в выставочные залы была ему заказана. Алма-­атинская выставка стала единственным прорывом сквозь эту идеологическую преграду.


Аксельрод работал как театральный художник, занимался книжной иллюстрацией, выполнял заказы для кино. Там же, в Алма-Ате, он вошел в команду режиссера Эйзенштейна, снимавшего фильм «Иван Грозный». Участвовал в создании декораций к этой ленте.

Первая после долгого перерыва выставка, на которой экспонировались работы Меера Аксельрода, прошла только в 1966 году. Это было в Москве. А вскоре   уже его «персоналку» открывали в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств. Никто не знал, что мастеру оставалось жить всего два года.


У Аксельрода – богатое творческое наследие. Значительная его часть – не о войне. И все же серия «Немецкая оккупация» занимает в нем особое место. Тема холокоста не отпускала художника до конца его дней. В 1960-х он дополнил ее несколькими новыми работами. Стремился добиться почти музыкального звучания линий и красок.

Это ему удалось. Не только искусствоведы, но и обычные зрители, увидев «Немецкую оккупацию», сравнивают работы этой серии с реквиемом. Время над ним не властно.

Нынешняя выставка Меера Аксельрода – это результат сотрудничества Ростовского областного музея изобразительных искусств с Фондом Александра Печерского и израильским коллекционером Ильей Васильевым. Она будет гостить в донской столице по
7 сентября.

Распечатать
1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Гонки по спирали
Гонки по спирали

В донском минтрансе вернулись к давно забытой и отвергнутой идее ростовского монорельса

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA