Светлана Сединко – директор Новочеркасского музея истории донского казачества. Музей – ее большая, неугасающая любовь: с первого взгляда и навсегда.

Светлана Алексеевна СЕДИНКО – заслуженный работник культуры России. Новочеркасским музеем истории донского казачества руководит уже больше 27 лет. Среди ее наград – почетные знаки Министерства культуры СССР «За отличную работу» и Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Награждена медалью ордена «За заслуги перед Ростовской областью». В этом году список ее наград пополнила Почетная грамота губернатора Ростовской области Василия ГОЛУБЕВА (фото из архива редакции).

Со школьных лет у Светланы Алексеевны были две большие страсти: история и литература. Когда пришло время определиться с профессией, выбрала историю (поступила на истфак РГУ), но с литературой не распрощалась. И не только потому, что была и остается большим книгочеем (Светлану Сединко, к примеру, можно увидеть на встречах с писателями, на которые приходит не по долгу службы, а из личного интереса). На работу в музей ее приняли еще студенткой – научным сотрудником в экспозиционный отдел. То есть туда, где создают музейные выставки. А создать хорошую выставку, это, как говорят музейщики, все равно что сделать визуальную книгу, содержательную, атмосферную, стильную…

– Если продолжить аналогию с книгой, то читательские предпочтения за последние годы значительно изменились…

– Знаете, при каком условии бывает успешен музей, расположенный там, где нет много приезжих, больших и всесезонных туристических потоков? Когда в него часто ходят одни и те же люди – местные жители и ближайшие соседи.

Не скрою, что добиться этого нелегко. Типичная ситуация: музейный работник приглашает человека в музей, а ответ: «Так я уже у вас был». – «Когда?» – «Да уже и не помню, но точно был, все видел». Такие диалоги напоминают мне анекдот о том, как два приятеля выбирали подарок для третьего своего товарища: «Может, книгу ему купим?» – «Зачем? Книга у него есть»…

Я уже почти пятьдесят лет работаю в Новочеркасском музее истории донского казачества, и каждый день, проходя по его залам, обнаруживаю для себя что-то новое, какую-то деталь, какой-то нюанс, на которые раньше не обращала внимания. Это не говоря уже о том, что в музее регулярно открываются новые выставки. Сегодня в нашей практике – и музейные квесты, и программы с элементами театрализации, позволяющие посетителю сыграть в них свою роль, тематические мастер-классы, чаепития в старинном стиле и множество других форм, предполагающих непринужденное общение, а порой и артистическое перевоплощение.

Есть такое популярное выражение: подзарядиться чьей-то энергией. Испытано на личном опыте: многие наши экспонаты хорошо заряжают позитивной энергией.

– Назовите хоть некоторые новочеркасские «энерджайзеры»!

– Наверно, это индивидуально. Для меня постоять под овеянными славой казачьими знаменами – отличная энергетическая подпитка. Греют душу картины старинный казачьей жизни, запечатленные фотографом Иваном Васильевичем Болдыревым. Кстати, недавно исполнилось 170 лет со дня его рождения. Эта круглая дата стала поводом еще раз напомнить об этом замечательном человеке на нашем музейном сайте, который работает очень активно.

 «Донские альбомы» Болдырева имели большой успех. Они правдивые, искренние, в них не донская казачья экзотика, а жизнь как она есть.

– Не раз слышала, как удивляются ваши посетители, которые думали, что купили билет в военно-исторический музей и вдруг увидели, что, помимо военной истории, здесь еще этнография, археология и даже прекрасная живопись: целый зал художника Дубовского. Так и задумывалось?

– Без ложной скромности скажу, что художественная коллекция Новочеркасского музея истории донского казачества – одна из лучших на Юге России.

Идея тематического разнообразия коллекций нашего музея была заложена еще его инициаторами – членами Общества любителей донской старины. Как говорил один из самых ярких представителей этой когорты Харитон Иванович Попов (он стал первым директором нашего музея, который изначально назывался Донским), в коллекциях должна быть отражена жизнь донского края во всех ее проявлениях.

Кто из уроженцев казачьего Дона, воспевших на своих холстах его красоту и самобытность, прославился на всю Россию? Это Дубовской, Крылов, Греков. В нашем музее есть мемориальный зал Дубовского (он завещал в дар Новочеркасску ряд собственных работ и произведений своих друзей – художников-передвижников). В состав Музея истории донского казачества входят два мемориальных дома-музея: художников Крылова и Грекова! Это не просто экспозиционные площади. Это центры городской культурной жизни. 

– Скажите, а как это вышло, что в конце XIX века в Российской империи было 11 казачьих войск, но только донские казаки создали свой музей. Счастливый случай?

– Донскому краю повезло, что замысел краеведов-энтузиастов нашел поддержку у местной власти. К примеру, большой вклад в его осуществление внес наказной войсковой атаман князь Николай Иванович Святополк-Мирский, хотя реализовать этот замысел было непросто. На это ушли долгие годы. Удивительно не только то, что открыли все-таки совместными усилиями Донской музей. Для него построили специальное здание! Редкий случай в России не только того, но и нашего времени.

Сегодня в нашем головном (историческом) корпусе ведутся ремонтно-реставрационные работы. Средства выделены из областного бюджета. Эти работы продолжатся и в будущем году, однако надеемся, что к 22 ноября 2021 года (день рождения музея) уже сможем открыть двери для посетителей. Для демонстрации экспонатов планируется приобретение нового экспозиционного оборудования. Будут новые витрины, новое оформительское решение…

– Светлана Алексеевна, вы возглавляете, можно сказать, флагманский музейный корабль, посвященный истории донского казачества. А сами казачьего рода?

– Предки, насколько удалось проследить родословную, с казачеством не связаны. Но родилась я в поселке Казачий (!) города Красный Сулин.

Согласитесь, достаточно символично…



За пять лет основной фонд музеев области увеличился на 49 тысяч музейных предметов, а площадь – на 5 тыс. кв.м. 

Дополнительные здания переданы Новочеркасскому музею истории донского казачества, Ростовскому музею краеведения, Таганрогскому художественному музею, Таганрогскому музею-заповеднику, Волгодонскому эколого-историческому музею.