Чтобы столь долго именно так юморить, несомненно, нужен интеллект. Поэтому ничего удивительного, что ядро донского клуба юмористов составляют бывшие выпускники ведущего технического вуза Новочеркасска. 

Юмористы на встрече с корреспондентом «НВ» в клубе (слева направо – Валерий Павлович КАЩЕНКО, Георгий Петрович БОНДАРЕВ, Любовь Викторовна ПОЗДНЯКОВА, Виктор Семенович БЕССАРАБОВ, завбиблиотекой Виктория Ильинична КОЛЕСНИКОВА, Николай Петрович КРАСНИКОВ

С юмором по жизни

В юности все свободное время они проводили на сцене студенческого театра эстрадных миниатюр Новочеркасского политеха – было время «хрущевской оттепели» и всеобщего увлечения СТЭМами, КВНами, а также писали в многотиражку стихи и прозу, фотографировали, пели под гитару…

Во взрослой состоявшейся жизни инженеры, программисты, конструкторы, ученые не растеряли друг друга и прежний запал. Продолжали проводить досуг на той же волне – семьями устраивали первоапрельские вечера, ходили в походы и путешествовали. А потом решили вспомнить былое по-настоящему и создали донской клуб юмористов. Прописался он в библиотеке имени М.А. Шолохова и теперь известен далеко за пределами донского края: в Петербурге с его музеем Остапа Бендера, в Одессе с ее неподражаемым геном веселья, в болгарском городе Габрово, где находится мировой Дом юмора и сатиры…

На десятилетний юбилей донского клуба сатирик Семен Альтов прислал такое поздравление в своем духе: «Вот вы и докатились до первого десятилетия... Говорят: «Мир уцелел, потому что смеялся». Согласитесь, сегодня надо смеяться как никогда. Так держать!»  

Сначала главный вдохновитель и организатор клуба Александр Григорьевич Малашенко, или коротко – МАГ, предложил директору библиотеки Виктории Ильиничне Колесниковой принять в дар его коллекцию книг сатиры и юмора. Кстати, 15 экземпляров из нее тогда уже были отправлены и с благодарностью приняты в Габрово.

Будучи человеком, не лишенным чувства юмора и современно мыслящим, Виктория Ильинична решила: надо брать. Так все и закрутилось. 



И музей, и клуб

Началось создание музея деда Щукаря – самого веселого шолоховского персонажа – и непосредственно работа клуба с принятием новых членов по специально заведенному ритуалу: омовением руки в шайке с донской водой, дегустацией «щукарского кулеша с вустрицами» (в «Поднятой целине» Щукарь, назначенный в полевую кухню, зачерпнул воды из пруда и случайно накормил колхозников наваристой кашей с лягушками, которые сейчас заменили мидиями – Л.П.).  

– Экспонаты в музей несли не только члены клуба, но и просто горожане. Поэтому он и назван народным... Вот ножницы для стрижки овец, старинный утюг, чайник, чугунок, лапка для подбивки сапог, прялка, керосиновые лампы, домотканое полотно... Из ростовской школы № 72 прислали сделанную учащимися экспозицию подворья деда Щукаря, – директор библиотеки Виктория Ильинична Колесникова демонстрирует коллекцию, в том числе – самые разные изображения знаменитого персонажа в виде статуэток, бутылей, картин, вырезанных из дерева фигурок. – Для детей, которые приходят в музей Щукаря, это – еще и возможность прикоснуться к истории донской земли. Спрашиваем: «Знаете, что такое тулуп? Коромысло?» Отрицательно качают головой. Достаем экспонаты. Даем потрогать, примерить...

Клуб юмористов собирается раз в месяц. Тема, которую предстоит обсудить и обыграть, выбирается заранее – например, «Байки», «Тосты», «Домашние животные»... Есть, конечно, традиционные даты для встреч: День смеха – 1 апреля, день рождения деда Щукаря – 14 марта, 11.11 – День всех единиц.

Как раз 11.11.2011 года родилась идея – устраивать в Новочеркасске карнавалы «Новоюморочек». По аналогии с Европой, где в этот день открывался сезон карнавалов.  

Между идеей и воплощением в реальность – большой труд. Но им это удавалось в течение трех лет, пока не уехал в Питер на ПМЖ душа компании – Александр Григорьевич Малашенко. Теперь он продолжает активную жизнь на берегах Невы, но про своих, конечно, не забывает – пишет и звонит.

Я тоже с ним созвонилась и узнала, что в Петербурге он периодически публикуется, поддерживает отношения с исследователями творчества братьев Стругацких, с одним из которых – Аркадием – был знаком, дружит с музеем Остапа Бендера и его директором Александром Котовым – автором книги «Коллекционер дождя» о самых необычных музеях страны.  



От этикеток до фотовыставок

Помимо того, что члены клуба обладают отменным чувством юмора – брошенную кем-то фразу могут обыгрывать все заседание – у них еще масса других талантов и увлечений. 

Виктор Семенович Бессарабов больше полувека проработал на литейном производстве Новочеркасского электровозостроительного завода инженером, начальником бюро и лаборатории, при этом не оставляя свое хобби – фотографию.

Провел уже более 50 персональных выставок, в том числе представлял свои юмористические фотоработы на международном габровском фестивале «Биеннале сатиры и юмора в искусстве», а также в конкурсах «Юморина», проводимых в Армавире.

Николай Петрович Красников, будучи еще молодым и задорным артистом студенческого театра миниатюр, начал собирать бутылочные этикетки. 

В папках, которые он принес на нашу встречу в клубе, их уже сотни из самых разных мест, в том числе даже с перевала Верхнего Абакана, где в 1992 году в составе экспедиции, организованной новочеркасской журналисткой Еленой Надтока, посетил место проживания таежной отшельницы Агафьи Лыковой. 

– Цель той экспедиции была конкретная – доставить Агафье батарейки для рации, с помощью которой она общалась с «большой землей», – вспоминает Николай Петрович. – Такие мощные и, можно сказать, вечные батарейки как раз делали у нас в Новочеркасске для космической промышленности...

На обратной стороне этикеток – росписи и короткие пожелания участников застолий – от однокурсников по поводу окончания сессии до известных людей: скульпторов, космонавтов, композиторов... С ними Николай Петрович пересекался по роду своей работы – стоял у истоков создания местного телевидения. 

Но, как отмечает, главное за столом все-таки было не спиртное, а общение. Поэтому он всегда следил за моментом, чтобы успеть снять этикетку и дать ее на подпись…

– Так было и с актером Вениамином Смеховым на фуршете после литературного некрасовского праздника под Ярославлем, – Николай Петрович показывает этикетку от водки «Парламент» с надписью знаменитого Атоса: «Славно будет вспомнить третье июля 2010 г.!»

Про Жванецкого, братьев Пономаренко и «Камеди клаб»

Получается, что и нет ничего удивительного в том, что донской клуб юмористов обосновался именно в Новочеркасске. Здесь всегда было много остроумных людей. 

Один из них – Валерий Павлович Цыпкин – в 1980 году приехал по приглашению работать в труппу новочеркасского драмтеатра имени Комиссаржевской. В конце 80-х в городском доме культуры основал Народный драматический театр.  

Именно он первым рассмотрел в недавно пришедшем из армии скромном пареньке Валерии Пономаренко талант юмориста.

Валерий Павлович написал ему текст и предложил отправиться на гастроли с программой «И смех, и грех». Позже к их эстрадно-юморной бригаде присоединился и брат-близнец Александр Пономаренко.

Валерий Павлович как писатель-сатирик создал для братьев Пономаренко сценарии будущих номеров, с которыми они стали лауреатами Международного конкурса «Кубок юмора – 99» и лауреатами фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап». 

С тех пор новочеркасцы братья Пономаренко высоко забрались на российский юмористический Олимп, но, как признались во время одного из концертов, до сих пор скучают по некоторым местам столицы донского казачества. 

Валерий Павлович Цыпкин писал тексты и другим известным юмористам, в том числе Петросяну. В донском клубе хранится книга Евгения Вагановича с его надписью: «Валерию Павловичу, замечательному писателю-юмористу, Мастеру нашего многострадального дела, с пожеланием успеха».
 
Члены клуба юмористов, конечно, следят за творчеством коллег-профессионалов. Признаются, что Эверестом для них по-прежнему является непревзойденный Михаил Жванецкий. 

Из современных шоу нравятся своей насыщенностью выступления «Уральских пельменей», и есть очень даже неплохие номера у «Камеди клаб».