И это – несомненное преимущество, особенно если посещаете музей с детьми. Пока маленькие исследователи влезают в кабины паровозов и трогают колеса, взрослые  спокойно оценивают экспонаты. А могут и присоединиться к детям. Это желание здесь возникает часто. Хотя, отвечая на вопрос «Куда можно сходить в Ростове-на-Дону?», музей железнодорожной техники называют нечасто. А зря!

В 1943-1944 гг. было построено всего лишь 22 паровоза серии ЭР.

Как добраться?

Музей железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги расположился под открытым небом. Под него выделили часть железнодорожного полотна на станции Гниловской. Да и где еще могли расположить более полусотни вагонов, паровозов и электричек, как не на самой железной дороге?

Музей работает без выходных, с 10.00 до 19.00. Однако последние билеты продают до 17.00, так что – рассчитывайте.

Добраться можно как на своем автомобиле, так и на общественном транспорте. Подойдет любой маршрут, который следует по ул. Портовой (например, № 4, он идет с Центрального рынка). Выходим на переулке Казачьем (точный адрес музея: пер. Казачий, 44б). От Портовой спускаемся к Дону (метров 80), и вот – ворота музея.

Если едем на своем автомобиле, удобнее оставить его возле магазина «Пятерочка» на Портовой, это почти напротив переулка Казачьего. В «Пятерочке» можно купить воду, что-то перекусить и влажные салфетки. Все это пригодится. 

Сколько стоит?

Увести мальчишек из кабины машиниста невозможно.
Увести мальчишек из кабины машиниста невозможно.

Вход в музей – платный. Взрослый билет – 100 рублей, школьный – 50, дошкольники проходят бесплатно. А дальше – экскурсия: по двум обширным площадкам. На одной – техника постарше, на другой – более современная. 

Паровозы и вагоны, которые верой и правдой служили многие десятилетия подряд, теперь стоят в ряд на рельсах. В них можно влезть, крутить вентиля, открывать заслонки, нажимать кнопки, переключатели... Для маленьких машинистов – настоящий рай. Пришедшая на экскурсию пожилая пара никак не могла ее продолжить – не удавалось утянуть внука из кабины электровоза. 

Между тем, в музее хочется посмотреть все экспонаты, прочитать всю сопроводительную информацию, размещенную на табличках. Здесь есть настоящие паровозы, вагоны, тягачи, щебнеочистительные машины, другая техника, о которой я узнала впервые только здесь. Вот пассажирский вагон-салон 1911 года. Рассчитан только на 7 человек, оборудован двумя санузлами, душем и кухней (кстати, эксплуатировался до 1995 года). А вот вагон-ледник 1914 года (первые вагоны-ледники появились именно в России и могли обеспечить сохранность грузу до 10 дней). А вот паровоз времен Великой Отечественной войны – 1944 года выпуска. 

Котел паровоза и панель электрички

Ну где еще увидишь подобное? А главное – все спокойно потрогаешь и рассмотришь.
Ну где еще увидишь подобное? А главное – все спокойно потрогаешь и рассмотришь.

Мы влезли в этот паровоз 1944 года. В кабине – длиннющая металлическая кочерга, табличка с номером и серией паровоза, огромная топка котла, все черное (от копоти), из толстенного металла. Машина невероятно прочная. Но человеку, который здесь работал, не позавидуешь: никаких признаков удобства или соблюдения современных требований охраны труда.

А сколько здоровья пришлось оставить солдатам в вагонах-теплушках с малюсенькой буржуйкой посередине, продуваемых всеми ветрами?..

В музее можно рассмотреть технику, которая выпускалась на Новочеркасском электровозостроительном заводе для обслуживания железной дороги, для военных целей. Да, в общем-то, историей дышит каждый экспонат. Здесь точно есть на что посмотреть и что сохранить в памяти, на фото, а главное – сюда хочется вернуться вновь: я бы детальней изучила надписи на табличках, а сын – продолжил игру в машиниста в кабине электровоза.

Теперь в список интересных мест, куда можно сходить в Ростове-на-Дону, всем своим друзьям мы советуем включить музей на Гниловской.