В поселке Рассвет Аксайского района есть уникальная картинная галерея. Там экспонируются работы одного автора – Юрия Планидина. 

Узник немецкого концлагеря, учитель, изобретатель, художник – это все о нем. Юрий Васильевич – человек удивительной судьбы, вместившей за 90 с лишним лет многое…

В павильоне у дома - десяток экспозиций.  Во вместительном  хранилище  - пока  не выставлявшиеся  работы.  Планидин — автор всего, что есть  в  экспозициях и вне их. Его  руками — работал не только как дизайнер, но и как рихтовщик, чеканщик,  столяр,  плотник, электрик,  сварщик — сделан и  сам  павильон. Он – заслуженный изобретатель. Одно лишь оборудование для  панорамного  метода на уроках ИЗО чего стоит! Юрий Васильевич много лет назад разработал его по своей авторской методике. Выпустил книгу по этой теме. Она получила высокую оценку Академии педагогических наук. Еще той — советской.

- Опередил время  с этой методикой лет  на   пятнадцать, - лаконично говорит Планидин. - Уверен, что разработка из прошлого еще пригодится в школе будущего.

Самая значимая тема в жизни и творчестве – дети войны. 


Его собственное детство – три года в концлагерях, потом, после освобождения – сын полка…
 
Юрий Васильевич помнит  всех тех, кто заслужил светлую память. Таких людей за  девять десятков  лет  повстречалось, говорит, «бесконечно много». Но не забыть до скончания дней и тех, кто заслужил недобрую память — изуверов из «фабрик смерти». Планидин испытал на себе ужасы фашистских концлагерей у Варшавы, Лейпцига  и Дрездена. Помнит ребят, которые  были  донорами для германских солдат и подопытными для  душегубов в белых халатах, а закончили свою  жизнь в печи крематория. Все годы в неволе Юру не покидал страх  оказаться среди них.  Свое 15-летие Планидин  встретил на исходе войны  в  концлагере   города  Пирна.  Был в числе  тех немногих, кто чудом уцелел. 

Паренька  зачислили  сыном полка в часть, бойцы которой спасли его и других ребят от  неминуемой расправы. Планидин вскоре уже сам был в числе освободителей. Только узников другого концлагеря — Освенцима. Говорит, что до сих пор у него перед глазами бараки с изможденными людьми, печи-убийцы,  груды  детской обуви.


В павильоне рядом с домом есть домашняя  выставка «Дети войны». Она  начинается с портрета  советского капитана. Рядом с ним — солдат, который первым ворвался в концлагерь. Изможденные ребята облепили его.  Там были все — русские, белорусы, украинцы. У  Планидина  сохранились фотографии многих из них. После войны с некоторыми переписывался.  Дети, которым было по шесть-восемь лет,   не знали своих  родителей и имен. Под номерами  все  были.  Ребят, портреты которых здесь представлены, Юрий Васильевич  рисовал  с натуры. Тягостный иллюстративный ряд.  В  этой  же экспозиции и единственный, сделанный  им за  всю жизнь  автопортрет. 

В той же экспозиции у Юрия Васильевича есть и… карикатуры. Фашисты у него изображены в образах обезьян. 

- ИГИЛ (запрещена в России - ред.) для меня - это современный фашизм, новая нечисть, - рассказывает Планидин. - Я ее  тоже представил  в карикатурной форме. Часть этих работ показывалась на форуме детей-узников концлагерей, который проходил в Москве. Что-то попало  в иллюстрации  к моей  книге про фашистские лагеря...


Писать на склоне лет Планидин взялся исключительно для того, чтобы не унести с собой  воспоминания очевидца  о значимых событиях и людских судьбах.

Особое место в  этом разделе  выставки занимает тема «Хлеб войны». Юрий Васильевич сокрушается по поводу того, что многие сейчас не ценят хлеб, относятся к нему небрежно, даже -  выбрасывают в  мусорные контейнеры. Он запечатлел на полотне  реальный факт — дети играли хлебом, как шайбой!  А на картине «Хлеб концлагеря» - получающие паек дети. Паек этот — 100-200 граммов  черных кусочков. Это была помесь макухи, картофельных очисток  и даже опилок. Кроме этого эрзац-хлеба,  детям давали еще «суп» из брюквы. 

Дети войны – самая значимая, но не единственная тема в творчестве Планидина. В павильоне рядом с домом – десяток экспозиций. Надо, чтобы как можно больше людей увидели их…

2020-й — для него  «год  дарений и благодарений». По случаю 75-летия  Великой Победы и в связи со своим юбилеем получил благодарственные письма от главы государства и донского губернатора, а также две медали: всероссийскую  «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и казачью  «За особые заслуги».

В дар музейному комплексу «Самбекские высоты» Юрий Васильевич передал несколько картин. А вот домашний свой павильон открывает сейчас он реже прежнего: общая ситуация с пандемией  касается всех.

Желаем Юрию Васильевичу и его близким  здоровья, новых творческих удач!