В послевоенное время девушки нередко ходили на киносеансы с карандашом и листочком бумаги. Это на случай, если какая-то из киногероинь окажется в платье необычного фасона. В темноте кинозала зрительницы старались зарисовать модную новинку.

Стиль, в котором выполнены платья Леночки Крыловой (Людмилы ГУРЧЕНКО), подарил миру Кристиан Диор.
Самый яркий пример – лирическая комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Зрительниц очаровали наряды, в которых Людмила Гурченко, исполнительница главной роли, появлялась на новогоднем вечере. Многие зарисовывали их, чтобы украсить такими же свой гардероб.

Об этой и других историях из жизни женщин 1950-х годов можно узнать на выставке Ростовского областного музея краеведения «Время надежд и свершений». Причем разговор о моде включает и данные о народно-хозяйственных успехах СССР, газификации ростовских домов, появлении бытовых холодильников. Какая взаимосвязь? Самая прямая.

– С ростом числа яслей и детских садов, газификацией жилых домов, появлением бытовой техники: холодильников, пылесосов, стиральных машин, – всех этих наших достижений, у женщин появилось больше времени, которое они могли бы потратить на себя, – говорит заведующая отделом истории Дона РОМК Зинаида Римская.

Стиль платьев, которые делали женщин еще более женственными (подчеркнуто тонкая талия, удлиненная пышная юбка, покатые плечи, в летнем варианте – рукава-фонарики) придумал молодой тогда французский модельер Кристиан Диор. Этот стиль называется нью-лук. В Советский Союз он пришел еще до премьеры «Карнавальной ночи» (она состоялась в канун нового 1957 года), но победное шествие по стране ему обеспечила именно эта картина.

Модницы на Западе пленились стилем нью-лук десятью годами раньше. В книгах по истории моды можно прочесть, что поначалу многие американские и даже французские женщины решили, что нью-лук – это искушение с риском для благополучия семьи, и надо его избегать. Иными словами: дорогая мода. Лучше на деньги, которые придется потратить на такие платья, купить больше полезных вещей для ребенка. Да и нужны ли замужним женщинам такие соблазнительные наряды?

Но вскоре Диор представил более демократичные модели, и от ношения платьев в стиле нью лук смогли отказаться лишь самые суровые пуританки. 

Подлинных нарядов 1950-х годов сохранилось мало. Переделанные для дочек и внучек, они послужили следующему поколению.
Подлинных нарядов 1950-х годов сохранилось мало. Переделанные для дочек и внучек, они послужили следующему поколению.

В Ростове в это время (в 1949 году) открылся Дом моделей, а фотооткрытки с одной из первых его коллекций выпустил Ростиздат. Манекенщицы на этих открытках – вполне себе серьезные дамы в довольно симпатичных нарядах, совершенно непохожие на соблазнительных красоток из зарубежных журналов мод. Впрочем, такие журналы в Советском Союзе и не распространялись.

– Легко ли было купить такие платья, как хотя бы на этих открытках?

– Готовые модные платья были дефицитом, – продолжает рассказ Зинаида Римская. – Власти понимали, что отечественная легкая промышленность не может удовлетворить все возрастающее желание советских женщин одеваться красиво. В стране стали массово открываться курсы кройки и шитья, в продаже появились журналы и даже целые сборники с выкройками различных моделей. Шить сами могли не все – невероятно востребованным оказалось ремесло портнихи. Одна из посетительниц нашей выставки рассказывала, что узнала про отличную модную портниху, которой удавались самые сложные фасоны, но оказалась, что мастерица живет в Таганроге. В те годы сообщение между Ростовом и Таганрогом было налажено гораздо хуже нынешнего, однако ростовскую заказчицу это не остановило. Ради модного платья ездила на примерки в другой город!

Воспоминания бывших ростовских модниц о том, как удавалось доставать нужные ткани, рознятся. Одни утверждают, что в магазинах продавалась лишь убогая продукция, и все стоящее женщины покупали на знаменитой «толкучке» в районе нынешнего Дворца спорта. Другие свидетельствуют: на толкучку стоило пойти за обувью. Встретить красивую обувь на прилавках магазина было редкой удачей. Зато натуральных тканей (особенно легких, летних: ситцев, майи, штапеля) всевозможных расцветок в магазинах – море! На выставке – и фотография многолюдного ростовского толчка и магазина тканей, доверху наполненного товаром… 

– А куда было пойти в Ростове моднице в ее чудесном платье?

– Когда восстановили разрушенную в годы оккупации Ростова набережную, народ валил туда валом. И нарядные, и одетые очень-очень скромно испытывали одинаковое чувство радости: они не могли надышаться воздухом мирной жизни.

Модели послевоенной коллекции ростовских модельеров.
Модели послевоенной коллекции ростовских модельеров.

Еще в те годы были популярны различные молодежные вечера и танцы перед началом сеансов в фойе кинотеатров. К примеру, в кинотеатре «Россия» (он открылся в 1959 году) играл оркестр музыканта и композитора Георгия Балаева. У этого оркестра было очень много поклонниц. Женщины разного возраста по несколько раз покупали билеты на один и тот же фильм не только потому, что он им так понравился (афиша этого кинотеатра подолгу не менялась), но и чтобы потанцевать под эту жизнерадостную музыку.

…И еще интересная деталь. Казалось бы, 1950-е годы – это не такое уж дальнее далеко. Однако музейная коллекция повседневной женской одежды того времени относительно невелика. Почему не дошли те платья до наших дней?

Во многих статьях о советском быте 1950 годов пишут, что одежда того времени была некрасивая и некачественная. Насчет красоты мы уже выяснили: о ней моднице действительно лучше было позаботиться самой, не надеясь на готовую продукцию. Что же касается качества, то здесь – как раз-таки наоборот. Качество (если понимать под этим добротность тканей) было отличное. К примеру, многие мои подружки, соседские девчонки в юные свои годы бегали в платьицах, перешитых из тех самых маминых или бабушкиных нарядов, скопированных с киноэкрана. Может, потому и не сохранились эти наряды, что, переделанные, хорошо послужили еще и следующему поколению?..