Возвращать будут спектаклями

Волгодонский театр. Неофициальный визит британской королевы.
Впрочем, это для них не в тягость, а в радость. Ведь речь – о продолжении работы, начатой в конце октября во время «волгодонского десанта» Театральной лаборатории Олега Лоевского.

Выездные занятия в лаборатории Лоевского – это часть Программы поддержки театров малых городов России. Программа создана и осуществляется благодаря Театру наций, федеральному Министерству культуры и Благотворительному фонду Евгения Миронова «Театральные инициативы».

Тренинги и мастер-классы ведущих российских театральных педагогов и специалистов, а также создание эскизов спектаклей за минимум времени (буквально за три-четыре дня) – вот что происходит в этой выездной лаборатории. Эскизы создаются силами местной труппы под руководством приезжих режиссеров – молодых, но уже отличившихся на фестивалях и конкурсах.

Судьбу лабораторных эскизов решают зрители. 

Первым донским участником этой Программы стал Новошахтинский драмтеатр. С тех пор на протяжении десяти лет лаборатория Лоевского не раз приезжала в Ростовскую область и демонстрировала свои удивительные опыты. 

– Работа этой лаборатории в нашем театре началась с того, что нам прислали на выбор 76 пьес современных авторов, – рассказывает «НВ» директор Волгодонского молодежного драматического театра Александр Федоров. – На основе трех из них предстояло сделать эскизы спектаклей.

Волгодонскому театру очень понравилась пьеса Светланы Баженовой «Герб города Эн», но возникла проблема с количеством персонажей. Связались с автором, и Светлана переписала некоторые сцены с учетом особенностей волгодонской труппы, в которой всего семь артистов. Получился эксклюзив. Воплотить его на сцене предстояло главному режиссеру Краснодарского молодежного театра Даниилу Безносову.

Кроме того, волгодонцы решили сделать эскиз по пьесе румынского драматурга Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте». За осуществление этой идеи взялся молодой питерский режиссер Ярослав Рахманин.

Пожалуй, выбор молодым Волгодонским театром (в декабре ему исполнится только три года) пьесы британского драматурга и актрисы Николы МакОлифф «Юбилей ювелира» был большой дерзостью. Ведь в спектакле по этой пьесе в день своего последнего бенефиса играл великий Олег Табаков… Но уж больно притягательна история старого ювелира, который, подойдя к последней черте, живет надеждой на встречу с королевой. Настоящей королевой, которая много лет назад оценила его мастерство и пообещала вернуться.

И встреча происходит. Вот только на самом деле или в предсмертных фантазиях? Королева является ювелиру или переодетая королевой его жена? А может быть, сиделка? 

Режиссеры решают эту загадку по-разному. Волгодонский вариант ответа готовит еще один режиссер из Питера – Георгий Цнобиладзе.

Как это всегда бывает на лабораториях Лоевского, работали артисты Волгодонского молодежного драматического театра вдохновенно. К ним присоединился коллега из Таганрога: триста километров пути, которые пришлось преодолеть ради такого случая, его не испугали. 

Волгодонские зрители проголосовали за то, чтобы все три лабораторных эскиза были доработаны до полноценных спектаклей. Вот только со сроками возвращения режиссеров-участников эксперимента в Волгодонск и датами будущих премьер – пока неопределенность. Причину угадать нетрудно: эпидемическая ситуация, которая может изменить любые планы. 

Однако волгодонцы не сомневаются, что все три эскиза станут премьерами нынешнего театрального сезона. И даже ближайшего будущего.