В очередном выпуске нашего клуба – «молодые», 15-летние книжные юбиляры: «Одиночество в сети» Януша Вишневского, «Книжный вор» Маркуса Зусака и «Духless: Повесть о ненастоящем человеке» Сергея Минаева. 

«Одиночество в сети», Януш Леон Вишневский

«Одиночество в сети» – тот случай, когда дебютный роман сделал автора знаменитым. На сегодняшний день Януш Леон Вишневский – один из самых популярных польских писателей, на счету которого порядка двух десятков книг. 

«Одиночество в сети» – пронзительный роман о виртуальной любви – выдержал несколько переизданий и входит в число самых обсуждаемых современных произведений. В нем есть все – и дружба, и алкоголь, и секс, и, конечно, её величество любовь.  

Если коротко, главный герой Якуб холост и одинок, женщина, имя которой автор не дал, замужем, но тоже одинока (так, увы, бывает) – они длительное время общаются в Интернете, потом встречаются в Париже, а вскоре на них сваливаются испытания... 

По сути, Януш Вишневский взял для своего романа тему, которая спустя 15 лет развилась до невероятных масштабов, – опыт любви посредством электронного общения. Может ли быть у такой любви продолжение?

«Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни...»

«Нет ничего несправедливей, чем скучать по кому-то без взаимности. Это даже хуже, чем любить без взаимности».

«Женщина может любить одновременно двух мужчин... до тех пор, пока один из них не узнает об этом».

«Когда в твоей жизни появляется кто-то особенный, ты чувствуешь внезапное стеснение в груди или неконтролируемый прилив грусти, когда по радио поют песню про любовь. А раньше ты по радио слышал только последние известия».

«Когда мужчина встречает женщину, случиться может все».

Для тех, кто решит взять в руки «Одиночество в сети», – два совета. Первый: если в начале чтения запутаетесь и не будете понимать, кто есть кто, это нормально – вскоре втянетесь. Второй: если пребываете в депрессии, в том числе по причине любовных переживаний, лучше отложите чтение... До тех времен, пока не выздоровеете и состояние не станет лучше. 

«Книжный вор», Маркус Зусак

«Книжный вор», Маркус Зусак
Если, точнее, книжная воришка, потому что это все-таки девочка – 9-летняя Лизель Мемингер, подрастающая по времени течения сюжета, который начинается в январе 1939 года в нацистской Германии. 

Лизель живет в доме приемных родителей по фамилии Хуберман: Розы, грубой на словцо, но доброй внутри, и достаточно образованного спокойного Ганса. Именно он учит девочку читать. 

Вскоре чтение поглощает Лизель, становясь единственной отрадой в жизни. Она превращается в своего рода книжного воришку. Сначала стащила книгу «Пожатие плеч» с костра, в котором фашисты сжигали произведения «расово неполноценных». Затем с помощью друга Руди пробирается в дом бургомистра, где есть библиотека. События разворачиваются таким образом, что жена бургомистра отдает ей книгу «Свистун»... Беглый еврей Макс, который прячется в подвале дома семьи Хуберман, дарит ей иллюстрированную книгу с собственными мыслями, написанную поверх страниц книги Гитлера «Майн Кампф»...

Герои книги – взрослые и дети, столкнувшиеся с «концом света» в виде войны и вынужденные жить в этом состоянии хаоса. 

«Меня выручает одно умение – отвлекаться. Это спасает мой разум».

«По-моему, людям нравится немного полюбоваться разрушением. Песочные замки, карточные домики – с этого и начинают».

«Он сделал мне кое-что, этот мальчик. Всякий раз делает. Это единственный вред от него. Он наступает мне на сердце. Он заставляет меня плакать».

«...Соблазна книг не одолеть».

«Духless: Повесть о ненастоящем человеке», Сергей Минаев

«Духless: Повесть о ненастоящем человеке», Сергей Минаев
В своей книге со странным гибридным названием, означающим «бездуховность», бизнесмен, писатель и телеведущий Сергей Минаев описал поколение гламура 2000-х годов. По сути, посвятив ее «поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему  и такому перспективному... чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена».

Главный герой – коммерческий директор представительства крупной французской компании – собирательный образ  поколения «шика, блеска и показухи». 

Практически за 11 недель книга стала бестселлером. Так, собственно, было положено начало российской прозе, описывающей молодых людей, уставших от потребительства. 

Известно, что выход книги сопровождался рекламной кампанией, вокруг нее было много разговоров среди интеллигенции, творческой элиты и даже некоторых священнослужителей, которые увидели в ней «подлинный путь культуры». 

Книга была неплохо экранизирована режиссером Романом Прыгуновым, известным создателем музыкальных клипов и других фильмов – «Одиночество крови» и «Индиго». В главную роль Макса здорово вписался и вжился Данила Козловский. Есть  мнение, что именно выходом в прокат в 2012 году фильма «Духless» было положено начало противостоянию гламуру. 

«Очень обидно потерять деньги, но еще обиднее потерять человека, некогда считавшегося твоим другом».

«Свиньи ведь не смотрят вверх, туда, где небо, – у них просто нет шеи...»

«Никто никому не верит. Никто никому не говорит правду. Мы все – заложники собственной лжи».

«Анонимность раскрепощает до неприличия. Именно она – тот катализатор, позволяющий вырваться наружу всем бесам, прячущимся до поры в самых темных уголках твоего сознания». 

«В наше время очень тяжело доказать человеку, что он тебе действительно дорог».