Вероятно, в донской театральной истории приглашение на спектакль собака получила впервые. Во всяком случае, работники театров, у которых я интересовалась на этот счет, другого подобного случая не припомнили.

Ирина и лабрадор Яся.
Черный лабрадор Яся – не просто домашний питомец. Таких, как она, в официальных документах Минздрава называют «техническим средством реабилитации». Яся – специально обученная собака-проводник. Она – помощница жительницы Новошахтинска, инвалида по зрению Ирины Фетисовой.

Наша газета рассказывала прошлой осенью о том, что в Новошахтинском драматическом театре – единственном в Ростовской области – появился спектакль с тифлокомментариями. То есть с пояснениями, которые позволяют инвалидам по зрению словно видеть происходящее на сцене своими глазами. Эти пояснения дает тифлокомментатор в своей специально оборудованной кабинке. А незрячий или слабовидящий зритель слышит их благодаря специальному устройству, которое выдается ему на время спектакля.

Тифлокомментатором в Новошахтинском драмтеатре стала одна из ведущих его актрис Александра Сопова.

Первым в России спектакли с тифлокомментариями начал создавать Московский губернский театр. Там решили, что эта услуга не должна зависеть от количества зрителей, нуждающихся в таких пояснениях. Тифлокомментатор (а в этом качестве там нередко выступает наша землячка актриса Ирина Безрукова) будет работать даже в том случае, если на спектакле только один такой зритель. Вернее, не совсем один. Ведь в Москве инвалиды по зрению чаще, чем в регионах, используют свое законное право появляться в публичных местах в сопровождении собаки-проводника.

Тем же путем пошли в Новошахтинске.

– Когда мы узнали от руководителя Новошахтинского отделения ВОС Игоря Николаевича Седова, что на нашем спектакле хотела бы побывать зрительница с собакой-проводником, то, конечно же, согласились. Хотя для артистов это было очень волнительно, – рассказывает Александра Сопова.


Реакция артистов и руководства театра, узнавшего о таком событии, вполне понятна. В столичных театрах тоже волнуются. В некоторых инструкторы даже проводят обучение персонала. Рассматривают возможные конфликтные ситуации и способы их разрешения.

В Новошахтинском театре волнение артистов объяснялось тем, что зрительница пожелала, чтобы ее четвероногая помощница была рядом с ней и во время спектакля (есть вариант, когда собак-проводников оставляют на время спектакля в фойе или другом театральном помещении, под присмотром сотрудника театра или волонтера). К тому же она попросила, чтобы место было с края, в первых рядах. А в спектакле (тифлокомментариями сопровождается «Волшебная лампа Аладдина») – много музыки, есть звуковые эффекты. Вот и возникли у артистов мысли: «А ну как собака решит по-своему на это ответить!»

Все страхи и опасения оказались напрасны. Яся в очередной раз доказала, что она – достойная выпускница Российской школы собак-проводников. Весь спектакль она смирно лежала возле кресла своей хозяйки.

– Лишь однажды, когда на сцене раздались громкие звуки, она придвинулась ко мне и положила голову на мои ноги. Так Яся пыталась определить, не нервничаю ли я, не нуждаюсь ли в ее помощи, – говорит Ирина Фетисова. – Я погладила ее, и она успокоилась.

В антракте Яся оказалась в центре внимания. Дети и взрослые окружили Ирину и ее помощницу, многие хотели сфотографироваться рядом с  четвероногой зрительницей. Испытание славой Яся тоже выдержала достойно.

– Я в восторге от этого спектакля. Действительно как будто увидела его собственными глазами! – этими впечатлениями Ирина Фетисова делится с другими инвалидами по зрению, с членами донского клуба владельцев собак-проводников «Золотой пес». И, конечно, агитирует за культпоход на «Лампу Аладдина».