К этим словам музыканта, искусствоведа, писателя Михаила Казиника могут смело присоединиться преподаватели ростовской музыкальной школы им. П. Чайковского Ада Партина и Лариса Дмитриева. Им – под 80. Преподают в музшколе больше полвека, можно сказать, они – ее «золотой фонд». Мы попросили рассказать: что дают занятия музыкой пожилым людям?

Ада Абрамовна в один из своих юбилеев (в центре) с друзьями четой Багдыковых– Галиной и Минасом.

Ада Партина: «Прекрасные мелодии несут свет и добро»

Слушать музыку, а потом учиться играть на фортепиано маленькой Аде Партиной, как и Ларисе Дмитриевой, помогла мама. Она руководила оркестром, который играл перед сеансами в кинотеатре «Комсомолец». Он тогда располагался на ул. Энгельса (ныне Большая Садовая), рядом с гостиницей «Московская».

– После школы я бежала на работу к маме, чтобы послушать музыку оркестра. Для меня это было огромным счастьем…

В музыкалку Аду отдали в 7 лет к Татьяне Грибовой, прошедшей войну. Она считалась очень хорошим педагогом. Грибова научила Аду не только играть на фортепиано, но и дисциплине. Музыкальное училище Ада окончила по двум специальностям: классу фортепиано и теории музыки. И в начале 60-х стала работать в школе им. Чайковского. Без работы Ада Абрамовна себя не представляет. Хотя в семье ей говорят, что пора бы и отдохнуть. Но как тут отдохнешь? Занята постоянно, готовит учеников к конкурсам. Ее, педагога с 60-летним опытом, ждут на концертах…

В семье Ады Абрамовны – три поколения музыкантов: ее мама, сама Ада и ее дочь, которая окончила Ростовскую консерваторию им. Рахманинова.

Сейчас, считает Ада Абрамовна, у детей большие нагрузки. Помимо игры на музыкальном инструменте, они еще занимаются танцами, пением. И наступает момент, когда ребенку приходится выбирать что-то одно. И не всегда этот выбор в пользу инструмента…

– Моя одноклассница Галочка Багдыкова окончила музыкальную школу по классу скрипки. Ее сыновья Георгий и Тигран любят музыку. Любил слушать музыку и ее муж Минас. К сожалению, недавно его не стало.

Когда мы собирались вместе (из-за пандемии сейчас мы этого делать не можем), обязательно звучала музыка. Я вообще всем советую чаще слушать хорошую музыку, необязательно – классическую. Ну а уж если бог дал играть на музыкальном инструменте, не бросайте играть и в зрелом возрасте.

На вечерах в школе или дома Ада играла все подряд, только не классику. Ее она слушает каждый день. Любит джаз и часто исполняет джазовые композиции. Увлечение джазом – это из детства. Оркестр в кинотеатре «Комсомолец»  часто играл джаз… А для настроения Ада Абрамовна слушает Чайковского и Грига. Это ее любимые композиторы.

Лариса Дмитриева: «Даже просто слушать музыку – полезно»

На том, чтобы Лариса Дмитриева училась игре на фортепиано, настояла ее мама. Она считала, что это самая выгодная для женщины профессия с приличным заработком. В те времена преподаватель музыки получал 120 рублей. Отпуск – всегда летом. К тому же удобное расписание для занятий с детьми. Лариса маме не перечила. Работать в музыкальную школу им. П. Чайковского Лариса пришла в начале 60-х. Заниматься с детьми для нее – одно удовольствие.

Конечно, не все становятся музыкантами, но уроки музыки бесследно не проходят. Остаются в душе. Есть ученики, которые окончили школу 20 лет назад и до сих пор приходят к Ларисе Михайловне в гости и благодарят не только за уроки музыки, но и за те разговоры о поведении, дружбе, взаимоотношениях между детьми и взрослыми, которые были.

Лариса Михайловна уверена: играть на любом музыкальном инструменте или просто слушать музыку – полезно. Доказано, что музыка развивает левое (рациональное) и правое (эмоциональное) полушария головного мозга. Неравномерная работа обеих рук во время игры на музыкальных инструментах способствует сбалансированности работы обоих полушарий. С одной стороны, музыка положительно влияет на наши эмоции, с другой – развивает логику, математические способности. Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают математику. Ведь в музыке, как в математике, существуют такие понятия, как «дроби» и «пропорции». А пожилым музыка помогает сохранить чувство душевного комфорта, открыть новые возможности насыщенной жизни.

– У меня есть приятельница, которой 68 лет. Она окончила когда-то музшколу, но по профессии не связана с музыкой. Она просит у меня ноты и с удовольствием играет на фортепиано, – рассказывает Лариса Михайловна. – Моему сыну 46 лет. Он учился музыке. На днях пришел поздно с работы, устал. Скрылся в своей комнате. Через некоторое время выходит и говорит: «Я с таким удовольствием послушал сейчас ноктюрны Шопена! Ты себе не представляешь!» Очень даже представляю! Потому что такая музыка успокаивает.

Как отмечает Лариса Михайловна, игра на любых музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук. Обычно это касается детей. Однако подвижность пальцев важна и для пожилых людей, поскольку она положительно влияет на речь, делает ее ясной, а также активизирует работу мозга. Во время любых музыкальных занятий, будь то игра на духовых инструментах или на гармошке, исполнитель должен держать правильную осанку, следить за дыханием. Что, в свою очередь, положительно влияет на состояние позвоночника и работу бронхолегочной системы. Бывают случаи улучшения физиологического слуха во время развития слуха музыкального.

За помощь в подготовке материала благодарим замдиректора музыкальной школы им. П. Чайковского Викторию ТРОЕНКО.