Среди них – одни из самых древних детских рисунков. Они принадлежат мальчику Онфиму, жившему в Новгороде в XIII веке.

Новгородцу Онфиму может позавидовать любой художник. Репродукции его рисунков выходят миллионами тиражами: ведь они включены в учебники по российской истории. Онфиму как автору этой незатейливой графики установили два памятника на его малой родине.

Рисунки Онфима есть даже в учебниках
Возможно, взрослые журили этого новгородского мальчугана за то, что процарапывает на бересте человечков и лошадок, отвлекаясь от каких-то более важных занятий.

А для наших современников художества Онфима - это бесценные сокровища. Одни из самых древних детских рисунков. Ученые предполагают, что их автору было лет шесть-семь.

Сегодня изобразительные фантазии Онфима, а также письмена его земляков на березовой коре демонстрируются в Азовском музее-заповеднике на выставке «Великий Новгород. Берестяные грамоты».

Так выглядит реплика рисунка Онфима на выставке
Так выглядит реплика рисунка Онфима на выставке

За двойным стеклом

- А они не рассыпятся? - тревожатся порой посетители выставки, глядя на пришедшие к нам из седой древности послания на бересте. - Это ведь настоящая кора?

Прошу ответить на эти вопросы Светлану СУШКОВУ, заместителя директора Азовского музея-заповедника по научной работе:

- Первую берестяную грамоту во время археологических раскопок на территории Великого Новгорода нашли 26 июля 1951 года. Реставраторы применяют технологии, которые при надлежащем хранении обеспечивают таким артефактам долговечность.

В самом Новгороде это берестяное чудо демонстрируется в музейных залах уже давно, а мобильную выставку Новгородский объединенный музей-заповедник создал в 2018 году. 

Берестяные сокровища на выставке защищены стеклянными экранами
Каждая берестяная грамота, путешествующая с этой выставкой, находится под двойным стеклом. Когда выставка возвращается в Новгород, эксперты тщательно осматривают экспонаты прежде, чем они вновь отправятся в дорогу.

На выставке в Азове перед посетителями - артефакты, реальные находки археологов. Исключение - рисунки Онфима. Это - реплики, но высочайшего качества.

Каждая грамота – загадка

День находки первой берестяной грамоты в Новгороде ежегодно отмечается как праздник. А вообще эта находка в научном мире была сенсацией мирового значения. Недаром берестяные грамоты называют живым голосом истории.

Благодаря этим грамотам ученым удалось с большой долей вероятности воссоздать картины повседневной жизни Древней Руси. Ведь три четверти найденных на сегодняшний день берестяных грамот - это частная переписка. Подробности быта, деловых отношений, мысли и чувства обычных людей. Тех, кого не увековечивают в летописях.

К тому же эти люди словно заговорили своим обычным языком, а не подправленном летописцами.

При этом, как не раз повторял один из самых авторитетных исследователей берестяных грамот Андрей Зализняк, каждая извлеченная из земли берестяная грамота - это загадка.

В идеале разгадать ее - это значит установить статус и род занятий писавшего и его адресата (как правило, на берестяных грамотах только их имена), верно истолковать все слова (а встречаются неизвестные) и ситуацию, которую они описывают. На это может уйти не один десяток лет.

На сегодняшний день археологи обнаружили больше тысячи берестяных грамот в 12 городах Древней Руси (на территории современных России и Украины). Львиная доля находок - в Новгороде. Это объясняют особенностью новгородских почв.

Как-то раз другой известный исследователь берестяных грамот Алексей Гиппиус пошутил, что быстрее кончится добыча нефти, чем извлечение из древних культурных слоев Великого Новгорода все новых и новых приветов из прошлого - посланий на березовой коре.

Одна из самых больших загадок берестяных грамот - это их доставка. Было ли в Древней Руси какое-то подобие почты, курьерской службы? На этот счет - пока только предположения.

От мифа до мифа

В свое время находки берестяных грамот перевернули представление о жизни Древней Руси. Правда, на смену одному мифу пришел другой. 

До того, как откопали первые новгородские берестяные грамоты, считалось, что большинство населения в нашей стране в средние века было неграмотным, темным. Это по аналогии с 17-19 веками, когда многие в России действительно даже расписываться не умели. Зато после появления берестяных посланий возникли поспешные выводы о всеобщей грамотности Древней Руси: от мальцов вроде Онфима до седых старцев.

На самом деле, как считают ученые, всеобщей грамотности тогда не было. Однако среди умеющих читать и писать встречались люди разного социального статуса и занятий. В том числе - женщины, что вообще для того времени - удивительно. Как возникла такая ситуация - это тоже одна из загадок.

Не все состоятельные новгородцы снисходили до того, чтобы собственноручно трудиться над грамотами. Бывало, что текст диктовали писцам. Писцы (в этом качестве нередко выступали священнослужители) помогали составить послания не бересте и неграмотным.

Береста
Поскольку берестяные грамоты часто находили изорванными, а также вероятно, выброшенными сразу после прочтения, сложилось мнение, что ими не дорожили.

Теперь ученые говорят, что отношение к посланиям на бересте было разное: одни выбрасывали, прочитав, другие хранили, как драгоценную реликвию. Парадокс в том, что больше шансов дойти до наших дней оказалось больше у тех грамот, которые бросали на землю, а то и в выгребную яму, кучу мусора. Те же письмена на бересте, которые хранили в домах, рисковали когда-нибудь погибнуть в огне: пожары были страшным бичом Древней Руси.

Еще один миф: лаконизм берестяных грамот (чаще они очень короткие) объясняется тем, что процарапывать послания на березовой коре было неудобно.

В наши дни больше сторонников у той точки зрения, что писчий материал тут совершенно ни при чем. Так тогда было принято: в письмах излагать все четко, кратко и по существу, а не растекаться «мыслью по древу».

Кстати, послания процарапывали на коре заостренным металлическим стержнем, который назывался тоже просто и ясно: писало.

В Азов - берестяное чудо, из Азова - золото кочевников

Пока выставка «Великий Новгород. Берестяные грамоты» успела побывать лишь в нескольких городах. На Юге России первым стал Азов.

Когда выставку монтировали в Азове (она включает не только берестяные грамоты, но и другие предметы старины, позволяющие представить повседневную жизнь новгородцев), обнаружили интересное совпадение. Одна из привесок оказалось очень похожа на ту, что азовские археологи нашли однажды на раскопках своего древнего города, который в Средние века назывался Азаком.

Это - изделие новгородского мастера. Свидетельство того, что связи между Новгородом и Азаком существовали и много столетий назад.

Сейчас в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике готовится к путешествию выставка его древних сокровищ, которая должна отправиться в Новгород. Ее рабочее название - «Золото степей». А великое новгородское берестяное чудо будет демонстрироваться в Азовском музее-заповеднике до 11 июля.