Велосипед для Дмитрия Гусева, руководителя проекта Rent in Hand по автоматизации проката велосипедов — это бизнес и объект коллекционирования.

Считает велосипед неким атрибутом истории. Собственно, с истории все и началось. Как-то Дмитрию предложили приобрести немецкий велосипед «Mifa». Это был старый, но хорошо сохранившийся почтовый байк, на котором во время Великой Отечественной войны солдаты Вермахта доставляли на оккупированных территориях корреспонденцию. Хозяин «Mifa» «выловил» его из каких-то дремучих завалов где-то в средней полосе России. Дмитрий увидел велосипед совершенно случайно. С этого байка и началась коллекция.

- Вообще в пехотных войсках немцев существовали целые роты и батальоны велосипедистов, - рассказывает Дмитрий. - У десантников Люфтваффе велосипеды были складные. Они помещались в специальный чехол из картона, к которому даже был прикреплен парашют. На велосипедах даже перевозили фаустпатроны. Таким образом немцы использовали велосипеды преимущественно в конце войны.

Потом в коллекции появился «Диамант»...

Коллекция Дмитрия разделена как бы на две части. Одна состоит из немецких велосипедов, вторая - из советских. На шестилетие Дмитрий получил в подарок от папы первый в своей жизни велосипед «Школьник».

- В тот день шел дождь, и я, не дожидаясь хорошей погоды, решил велосипед протестировать, - вспоминает Дмитрий. - Первый опыт оказался неудачным. Потом было еще несколько неудачных попыток: столкновения с какими-то предметами, падения. Но кататься я, в итоге научился.

Потом был «Салют», затем - «Урал» и многие другие велики.

- А что нужно, чтобы научиться ездить на велосипеде? - спрашиваю Дмитрия.

- Держать баланс.

- Как сказал Альберт Эйнштейн: «Жизнь – как езда на велосипеде: чтобы сохранить равновесие, вы должны продолжать двигаться». В этом определении скрыт определенный философский смысл. Когда я стал заниматься прокатом велосипедов, я многих людей научил ездить на велосипеде. Даже разработал собственную методику обучения. Я не учу только совсем маленьких детей. Велосипед - самый сбалансированный, самый гармоничный вид транспорта.

- Сколько в вашей коллекции велосипедов? - интересуюсь у Дмитрия.

- Я как-то их не считаю. Это как друзья, которых мы исчисляем не штуками, а эмоциями. Но, если в «штуках», то больше тридцати, наверное.

Мечта Дмитрия - собрать всю линейку велосипедов Харьковского велосипедного завода.

Есть у Дмитрия в коллекции особенный велосипед — авторский. Его сделал Юрий Петрович Самойлов. Велосипедный гений.

- Юрий Петрович Самойлов был высокого уровня веломехаником, посвятившем велоспорту 50 лет жизни, - рассказывает Дмитрий. - Свою карьеру начинал именно велогонщиком. Тренировки, подготовка к соревнованиям подтолкнули его к изучению велостроения. Вместе с друзьями-спортсменами он конструировал переключатели, другие узлы,. Уже позже его способности по достоинству оценил Леонид Шелешнев, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР, который и взял Самойлова в сборную механиком в 1962 году.

Самойлов ездил с командой на все чемпионаты. Собирал велосипеды выдающимся шоссейным гонщикам. Впоследствии стал изготавливать собственные рамы, которые считались чуть ли не лучшими советскими шоссейными рамами.

Рамы делали «по индивидуальному заказу» - под отдельно взятых спортсменов для профессиональных гонщиков Горелова, Кулибина. Но в шоссейных гонках в то время выступали на итальянских и французских рамах. А вот велосипеды Самойлова ценили все.

- Это - марка, бренд. За свою жизнь Юрий Петрович сделал не более 500 велосипедов, и вот один из них - у меня. Я на нем езжу. Он до сих пор в строю. По многим своим техническим

параметрам велосипед Самойлова обходит своих собратьев-шоссейные велосипеды выпускаемые сегодня, - говорит Дмитрий.

- Коллекцию нужно экспонировать. Но где? Места для нее пока нет.

Для меня это не финансовый вопрос. Это больше вопрос популяризации велосипеда и его истории, - говорит Дмитрий.

У Гусева есть еще коллекция эмблем, велосипедных значков. Она может стать дополнением к основной коллекции. Из всех этих предметов можно создать мини-музей велосипедной культуры, куда мог бы прийти каждый, увидеть редкие марки байков, созданных в разные годы, и пополнить свои знания интересными фактами об истории велосипедов.