Дело происходит так. На площадке модельного агентства в Москве собираются юные модели, чтобы принять участие в конкурсе ежегодной премии «Ребенок года». В борьбе за суперприз дети не только выполняют конкурсные задания, но и попадают в различные переделки. Конкурсу пытается помешать директор продюсерского центра «Рога и Копыта» Тракторина Жирнова со своими приближенными. Чем закончится эта история, знает сценарист и режиссер-оператор фильма «Селебрята» Александр Сюткин, он же является основателем компании «Александр Сюткин Продакшн ИК».

Сценарист и режиссер-оператор фильма «Селебрята» Александр СЮТКИН: «Мы начали этот год со съемок молодежной комедии «Селебрята», которая, я уверен, сделает этот мир лучше и добрее».
– Все закончится хорошо, – успокаивает Александр. – Потому что добро обязательно победит зло. Мы начали этот год со съемок молодежной комедии «Селебрята», которая, я уверен, сделает этот мир лучше и добрее.

– Название фильма мне напомнило слово «октябрята». Такой симбиоз современности и прошлого. Это сознательно получилось или случайно?

– Почему «Селебрята»? Мы снимаем фильм совместно с международной сетью Арт-агентства CELEBRITY Model Group, основателем которой является Екатерина Максимова. Так что это – симбиоз, если хотите, игра слов, но при этом в нее заложен глубокий смысл духовности селебрят.

– Кинолента в чем-то схожа со старым добрым фильмом «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

– На самом деле когда человечество проходит 30-летний период, начинается повтор того, что уже когда-то было. Будь это мода на одежду, прически или кино. Мода циклична. И в фильме может тоже что-то о чем-то напоминать, но мы такие моменты расшифровываем современным языком. Все в мире уже придумано. Мы только вносим какие-то «поправки». Весь дизайн, как я говорю, состоит из трех геометрических фигур – треугольника, круга и квадрата. Все остальное зависит от их компиляции. И любая уникальность состоит в том, чтобы скомпилировать эти фигуры по-своему.

– Съемки в Ростове должны были проходить четыре дня, но прервались. В чем причина?

– Причины две. Первая – те, кто должны были подготовить съемочную площадку, этого не сделали. Нам предоставили старый аварийный объект. Вторая причина – ураган, который случился в Ростове. В обеих случаях рисковать детьми мы не могли. Съемки перенесли, чтобы подобрать более подходящие локации.

Рабочие моменты со съемок фильма «Селебрята». Фото предоставлено компанией «Александр Сюткин Продакшн ИК».
Рабочие моменты со съемок фильма «Селебрята». Фото предоставлено компанией «Александр Сюткин Продакшн ИК».

– Почему вы решили взяться за фильм для детей?

– Я заметил, что в нашей замечательной стране люди перестали ждать детское художественное кино. Я, например, рос на сказочных персонажах, которые существуют в славянской мифологии, на прекрасных детских мультиках, фильмах. Многие из них были связаны с природой. Их персонажами являлись разные животные, наделенные человеческими чертами, к примеру, способностью говорить, выражать свои эмоции. Они учили нас отличать добро от зла, воспитывали в нас добрые нравы, семейные традиции. Сейчас персонажи «очеловеченных» животных чаще агрессивные, им недостает мягкости, что ли. А из агрессии ничего хорошего никогда не получалось. Понятно же, от того, как мы воспитаем юное поколение, будет зависеть будущее нашей страны, планеты, наконец. И это абсолютно не банальность, не какая-то пафосность.

Если обратиться к реальности, то сейчас многие виды животных попали в красную книгу. И я принял для себя решение вернуть через позитивные фильмы свой долг детям, помня выражение: «Мы получили планету в наследство от предков и взяли взаймы у детей». 

– Эта индийская мудрость, авторство которой приписывают некоторым известным людям, звучит в поучительном фильме о природе «Расправь крылья».

– Да. Фильм о понимании природы, любви к ней. В мире все взаимосвязано. Если мы научимся закладывать в головы детей светлые мысли, мы сделаем хотя бы один маленький шаг для сохранения нашей планеты. Как-то я спросил одного из летчиков-космонавтов: когда вы были в космосе, что вы увидели первое. Он сказал, что увидел маленькую голубую планету, а когда оглянулся вокруг – бескрайние просторы черного вакуума космоса. И эта планета – наш дом, который мы должны защитить. Если мы не будем жить в гармонии с природой, не научим детей любить окружающий мир, мы будем обречены на гибель.

– Отчего, на ваш взгляд, сегодня мало качественного детского кино? Если оно вообще есть.

– По моему скромному мнению, кино превратилось в бизнес. Люди заранее думают, какую целевую аудиторию можно набрать, чтобы занести в тот же сериал рекламу. По законодательству в фильмы для детей не поставишь рекламу табака или алкоголя. Поэтому детских фильмов у нас практически нет. Мне хочется возродить давно утерянное настоящее детское кино. Создать, скажем так, новую волну талантливых детей, не забывая при этом о традициях отечественного детского кинематографа. Не зарабатывать на этом, а зажигать новые звезды.

– Каким вам видится будущее детского кино?

– Через десять лет оно серьезно о себе заявит. Нужно время для того, чтобы не просто поставить хороший детский фильм, но и приучить к таким кинолентам зрителя. Думаю, и государство нас в этом поддержит.

Рабочие моменты со съемок фильма «Селебрята». Фото предоставлено компанией «Александр Сюткин Продакшн ИК».
– Последним кинорежиссером, кто снимал детские короткие фильмы, был Борис Грачевский. Я имею в виду «Ералаш».

– Грачевский делал скетчи с комедийным содержанием. А мы хотим ставить кино романтическое, философское, с обсуждением темы, допустим, добра и зла. Съемки фильма «Селебрята» будут проходить во многих российских городах, на трансатлантическом лайнере, если не подведет очередная волна пандемии. И это будет сериал, который мы разместим на разных платформах. Мы также будем ставить фильмы в жанре «Ералаша». Есть еще идея снять фильм по типу киноленты «Один дома», только с нашим сюжетом, чтобы его всякий раз показывали на Новый год.

– Как «Иронию судьбы...»?

– Только для детей.

– А вам какой фильм в детстве больше остальных кинокартин нравился?

– «Гостья из будущего».

– Вы себе не изменяете – ваши киноработы нацелены на добро. Но вы не только сценарист, но и оператор, клипмейкер, снявший более 1200 клипов.

– Я много лет в режиссуре. Я каждый день работаю с камерой. Можно сказать, что это мой образ жизни. И, кстати, большинство топовых режиссеров зарубежья начинали свою кинобиографию либо со съемок рекламы, либо с клипов. Создание клипов – большая школа для тех, кто хочет стать хорошим оператором, режиссером. По сути, клип – это фильм на три минуты. И в это короткое время ты должен вместить и «проиграть» целую историю. Клипы, как и фильмы, бывают разные. Но если говорить о киножанрах, то мой любимый жанр, который является и самым сложным – комедия. Она дарит людям смех. А, как известно, смех лечит от многих болезней. Рассмешить зрителя не каждый режиссер может. Но я стараюсь.

– О чем вы мечтаете?

– Привезти в Россию «Оскар».

– Думаете, получится?

– Надо пытаться. Допустим, если увидеть перед собой трехметровый забор и рискнуть через него перепрыгнуть, то не факт, что это получится. Но если мы поставим цель допрыгнуть до Луны, через забор мы с легкостью перемахнем.