Дата публикации:
13 авг 2021 г.
О чем расскажет древняя посуда и тара
1726
Вернее золота и серебра
Воссоздавать фрагменты жизни Азова того далекого времени, когда он был золотоордынским Азаком, непросто. Нередко ученым помогает в этом… посуда, которую обнаруживают при археологических раскопках.О том, какой информацией могут быть наполнены средневековые чаши, кувшины, кастрюли, «Нашему времени» рассказал заведующий отделом археологии Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, кандидат исторических наук Андрей МАСЛОВСКИЙ.
– Андрей Николаевич, если спросить наших современников, какие находки могли бы свидетельствовать о богатстве средневекового горожанина, большинство, наверное, назвало бы вещи из драгметаллов. А правда, что археологи нередко определяют это по количеству найденной ими разбитой посуды?
– Количество качественной посуды действительно может быть надежным индикатором если не богатства, то зажиточности семьи, целого района. Значительную долю находок нам дают мусорки Азака, его выгребные ямы. Отправлять туда разбившуюся посуду было так же естественно, как и сегодня. И так же, как и теперь в Азове, в средневековом Азаке вряд ли бы кому пришло в голову выбросить на мусорку золотой перстень, даже поломанный. Поэтому с фрагментами средневековой посуды наши археологи имеют дело постоянно, а находка какой-то золотой вещицы – случай исключительный.
…У многих азакских домохозяек, судя по результатам раскопок, посуда была импортного производства. Выбирать они могли из товаров, которые купцы привозили из разных стран: и с Востока, и с Юга, и с Запада.
Вероятно, посуда у купцов была в таком изобилии, что цены на привозные чаши и кастрюли почти сравнялись с местными (речь, конечно, не об элитных чашах и сервизах, а о ширпотребе того времени).
Большинство местных мастеров словно и не стремились перехватить у коллег из других земель пальму первенства и укоренить ее на своем азакском огороде. Они довольствовались изготовлением нехитрой кухонной утвари.
По мнению Андрея Масловского, дело не в их неумелости. Местным мастерам не только не благоприятствовала ситуация на рынке этой продукции, их еще подвела местная глина. Керамическая посуда, привезенная из того же Крыма, оказывалась прочнее.
И все-таки некоторым гончарам Азака каким-то образом удавалось создавать вещи воистину элитные. Три года назад в аристократическом квартале Азака археологи обнаружили большую чашу с мастерским изображением лани. Это была работа местного гончара. Сегодня специалиста такого класса назвали бы художником-керамистом.
Эта керамическая азакская лань могла соперничать с крутым импортом.
Загадка амфоры
Для наших современников амфора – это один из самых популярных символов Древней Греции. Но история амфоры продолжилась и после Древней Греции. Больше того: производили эти сосуды в Средние века не только на той территории, которая вошла в историю как Древняя Греция. Представьте себе, амфоры изготавливали даже в нашем Азове! Ну, то есть в Азаке, конечно.Счет фрагментов амфор местного производства, найденных азовскими археологами, идет на тысячи. Но есть среди них артефакт, который можно назвать настоящей сенсаций. Это ручка амфоры местного гончара, на которой четко обозначено клеймо.
– Это – первая и единственная пока находка такого рода на всей территории бывшей Золотой Орды, – говорит Андрей Масловский.
Случай этот – загадка, на которую на сегодняшний день не существует ответа.
Клеймение греческих амфор (клеймо – как знак качества) – традиция древняя. Но нет данных, чтобы клеймились амфоры, изготовленные золотоордынскими гончарами.
Масловский допускает разные варианты того, как и почему клеймо могло появиться на ручке азакской амфоры.
К примеру, такая версия: в Азаке, как и в Древней Греции, были чиновники, ответственные за качество данной продукции, которое подтверждалось клеймом. Теоретически возможно, но маловероятно.
Еще одно предположение: а может, чиновники и знак качества тут ни при чем? Клеймо очень похоже на то, которое ставили на знаменитые трапезундские амфоры, и к тому же смахивает на орнаментальный узор, – не это ли ключ к разгадке? Тогда получается, что азакский мастер почти скопировал его с трапезундской амфоры исключительно ради красоты – сам или по просьбе купца-заказчика. Такие они были эстеты…
Вариант третий: вероятно, что гончар или купец-заказчик (а может, и тот, и другой) пребывали в убеждении, что этот узор обладает магической силой. Взяли и поставили на сосуд такую магическую защиту. Амфоры были транспортировочной тарой, а в пути чего только не случается…
Надо сказать, что в узор клейма трапезундских амфор азакский мастер добавил свою маленькую деталь. Отличие, которое сразу и не заметишь. Скромный творческий вклад провинциального гончара в древнюю традицию?
Может быть, и так. Однако не исключена и коммерческая хитрость заказчика этой партии амфор. Не знаю, что скажут на это ученые, но мне при знакомстве с удивительным азовским артефактом вспомнились уловки современных бизнесменов, которые выпускают продукцию под названиями, отличающимися от известных брендов одной буковкой… Хотя всегда приятнее думать о людях хорошее…