Марина Попова – ростовский фотограф. Очень популярна среди молодёжи. Попасть в объектив её камеры мечтают девушки из Ростова, Москвы, Питера... А начинающие фотографы активно записываются к ней на обучение. Так что же для Марины значит фотография? И какая история стоит за её творчеством?


Вся наша беседа прошла на одном дыхании... Марина точно может располагать к себе людей. И, на мой взгляд, у неё это получается благодаря искренности, которая транслируется и в её снимках.

– Фотографировать нравилось с самого детства. Но пользоваться плёночным фотоаппаратом мне запрещали. Я была совсем маленькой и тратила всю плёнку понапрасну. Меня за это, конечно же, ругали, но это уже другая история (смеётся). А если серьёзно, я никогда не думала, что стану фотографом. Даже в мечтах этого не было. Помню, какой-то студенческий период был, когда у меня началась депрессия. Я не знала, кем хочу быть? Как зарабатывать? Точно понимала, что не смогу сидеть в офисе, работать на кого-то. Хотелось творить и ещё что-то с этого получать. И тут я вспомнила о своём хобби.

Думаю, что главным вдохновением для меня всегда была сама фотография. Её способность остановить, сохранить момент, который уже никогда не повторится. А вот толчком для профессионального развития стала всего лишь одна мысль о том, что нужно учиться зарабатывать…

На какой аппаратуре сделаны первые «взрослые» фотографии?

– В 2009 году мне купили самую обычную зеркальную камеру Nikon. Можно сказать, что тогда она была очень модной. Я, как и большинство, о ней мечтала. И вот она у меня в руках... «Всё, могу снимать!» – подумала я. Но технические характеристики камеры были далеки от совершенства, и чтобы хоть как-то передать то, что я хочу, мне приходилось выкручиваться за счёт каких-то идей.

Первая фотография. Из серии «Подруги».

Первая фотография. Из серии «Подруги».

Вы помните, когда вам в первый раз заплатили за работу и сколько, если не секрет?

– Такое не забудешь... Столько радости было! Изначально я фотографировала своих друзей. Они были моими подопытными (смеётся). Потом я создала страничку в Инстаграме, начала публиковать свои работы, и в течение 10 дней мне написала девочка. Она хотела, чтобы я провела для неё съёмку. Конечно, я волновалась. Тогда я взяла за работу тысячу рублей. И была очень счастлива своим первым деньгам. Да, пусть небольшим, но они были заработаны мной лично. Кстати, фотографии с той съёмки получились прикольными. Клиентка осталась довольна.

Считаете, вы быстро нашли свою аудиторию?

– Я никогда не занималась раскруткой своего профиля, не делала себе рекламу, но люди действительно очень быстро откликнулись на моё творчество. Не знаю, правда, с чем именно это связано... Может, я просто начала профессионально заниматься фотографией в нужное время? Но, скорее всего, я просто зацепила всех своим стилем. Не могу сказать, что он был каким-то особенным, но такого в Ростове на тот момент точно не было.

Первая профессиональная съемка. Клиентка осталась довольна.

Первая профессиональная съемка. Клиентка осталась довольна.

О чём ваши снимки? Какие истории они рассказывают?

– Мне кажется, мои работы о том, как меняюсь я. То есть они рассказывают в первую очередь мою личную историю. Например, первый этап связан с тем, что я бросила себе вызов, пыталась понять, на что я способна, и тогда получались очень дерзкие снимки в стиле ретро, винтаж.

Второй этап – это про свободу. Фотографии этого периода транслируют спокойствие и какую-то «атмосферность», переданную через зернистость в обработке. А сейчас у меня – та самая стадия, когда мне хочется не останавливаться на достигнутом, продолжать развиваться, становиться профессионалом с большой буквы.

«Чтобы получить красивую картинку, для меня важно, чтобы герой моей фотографии оставался собой».

«Чтобы получить красивую картинку, для меня важно, чтобы герой моей фотографии оставался собой».

Сейчас многие называют ваш стиль киношным, согласны ли вы с этим определением?

– Конечно, согласна! Это как раз то, к чему я стремлюсь. Я очень рада, что люди, которые следят за моим творчеством, видят именно то, что я хочу передать. Не могу сказать, что у меня какой-то супериндивидуальный стиль, но мне многие говорят, что мое авторство видно сразу: без подписи, без отметки.

Знаю, что делать снимки вы научились сами. аобрабатывать фотографии вы тоже начали самостоятельно или проходили курсы?

– Нет, я полностью самоучка. Пробовала всегда что-то методом тыка. Училась только на своих ошибках. Сидела и крутила целыми днями цветовую палитру в программах, хотела найти что-то неповторимое, редкое. Помню, я мечтала стать блогером. Тогда у меня был очень красивый профиль в социальной сети, и многие интересовались: «Где ты обрабатываешь свои фотки? Как ты это делаешь?» То есть у меня это получалось всегда. И мне интересно этим заниматься.

«А сейчас у меня – та самая стадия, когда мне хочется не останавливаться на достигнутом...». Съемка 2021 г.

«А сейчас у меня – та самая стадия, когда мне хочется не останавливаться на достигнутом...». Съемка 2021 г.

А какие фото вам нравятся больше: цветные или черно-белые?

Знаю, многие фотографы работают, например, только с чёрно-белой фотографией или цветной... У меня никогда не было вот этого «только». Всегда хотелось обучаться всему и сразу! Но есть один момент... Когда я провожу съёмку, делаю первый, второй, третий кадр... И вдруг какой-нибудь пятый я вижу только в черно-белом варианте. Это случается как-то автоматически. Я просто чувствую, что вот этот конкретный снимок в цвете будет уже не такой крутой. Но бывает так, что клиент категорически против чёрно-белых фото. Тогда, чтобы никого не обидеть и угодить заказчику, я делаю два варианта обработки одного и того же кадра.

Есть самые любимые работы из личного портфолио?

– Мне все нравятся (улыбается). Правда, бывает, сделал фото и думаешь: «Вот! Такого ещё не было! Это самый крутой снимок из всех, что есть!». Потом время проходит, проводишь съёмку и опять что-то особенное ловишь, и в голову приходит мысль: «А этот кадр всё-таки лучше!». И мне кажется, это будет длиться бесконечно…

Второй этап – это про свободу. Фотографии этого периода транслируют спокойствие и какую-то «атмосферность»...

Второй этап – это про свободу. Фотографии этого периода транслируют спокойствие и какую-то «атмосферность»...

Сложная съёмка: какой она была?

– Не такой. Если ты горишь какой-то идеей, то съёмка обычно проходит легко и сложностей даже не замечаешь. Но бывает, попадаются такие клиенты, у которых специфическое поведение. Они ведут себя как-то надменно, и из-за этого становится тяжело морально. В общем, не люблю такие ситуации, но они тоже случаются.

Откройте секрет для наших читателей: как вы раскрепощаете своих моделей? Они у вас все такие живые и смелые…

– Вот честно, я сама не понимаю, как мне это удаётся, но чаще всего люди уходят от меня в хорошем расположении духа. Нередко слышу от клиентов, что когда они меня встречают, у них складывается впечатление, будто мы общаемся уже несколько лет. Они мне доверяют, рассказывают свои очень личные истории, делятся опытом. Я это ценю, и мне интересно наблюдать за тем, как человек раскрывается. Не знаю, может, потому, что я когда-то хотела быть психологом... А вообще, помимо того, чтобы получить красивую картинку, для меня важно, чтобы герой моей фотографии оставался собой. И наши «разговорчики» во время съёмки очень даже способствуют раскрепощению...

«Я бросила себе вызов, пыталась понять, на что я способна, и тогда получались очень дерзкие снимки в стиле ретро, винтаж».

«Я бросила себе вызов, пыталась понять, на что я способна, и тогда получались очень дерзкие снимки в стиле ретро, винтаж».

А как вы к критике относитесь?

– Очень хорошо, но смотря какой... Я сама достаточно прямолинейный человек и люблю эту черту в других людях. И для меня очень важно, чтобы критика была объективной. Например, когда человек ругает мои работы, руководствуясь исключительно личной неприязнью ко мне – я это вижу, чувствую и не принимаю. Меня это даже расстраивает.

Бывают ли творческие кризисы? Как вы с ними справляетесь?

– Мне кажется, без кризисов творческим людям – никак. У меня они бывают часто, к сожалению. И связано это с большим количеством работы. Поэтому лучшее решение в моём случае – это взять небольшой перерыв, буквально несколько дней, на отдых.

Иногда нужно перезагрузиться, чтобы вновь захотеть творить...

«Мне интересно наблюдать за тем, как человек раскрывается».

«Мне интересно наблюдать за тем, как человек раскрывается».

Сейчас вы уже сама проводите обучение. Всеми ли «фишками» делитесь со своими учениками?

– Да, делюсь абсолютно всем. Мне не жалко! И я люблю наблюдать за своими учениками, видеть их профессиональный рост, горящие глаза... Это радует, и я сейчас обучению уделяю много времени.

А что включает в себя обучение: теорию, практику?

– И то, и другое. Я считаю, что начинающим фотографам сначала нужно изучить технические настройки, понять, в каком направлении они хотят развиваться. Я в своё курсе стараюсь давать не ту информацию, которую каждый может найти в интернете в свободном доступе, а что-то более важное, интересное, своё. А съёмки идут параллельно с теорией.

Банальный вопрос, но что бы вы посоветовали новичкам в этой сфере? Как можно выделиться среди большого количества фотографов?

– Мой совет: «Коллеги, оставайтесь собой!». Понятно, когда ты только начинаешь – у тебя есть свои кумиры. Ты сидишь и пытаешься обработать точно так же фотографию или подловить похожий ракурс, как у тех, на кого равняешься. Но важно не потерять себя. Нужно понимать, что, повторяя за кем-то, ты становишься тенью этого человека. И тут каждый должен решить, что ему важнее. А выделяются всегда те, кто пытается делать что-то своё. Поэтому, дорогие новички, не бойтесь выражать себя!

Предлагаем посмотреть все работы фотографа у неё на страничке в Инстаграме: deetkari_works.

Фото из архива Марины ПОПОВОЙ