Завтра свой второй день рождения отмечает флагман круизного флота России теплоход «Мустай Карим». 11 сентября 2019 года он был спущен со стапелей верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Накануне торжественной даты корабль посетил Ростов-на-Дону, а на его борту побывали корреспонденты газеты «Наше время».

Уникальное судно пришвартовалось у донской набережной в районе Ворошиловского моста, чтобы пополнить запасы провианта и взять на борт очередную группу туристов. Короткая стоянка между морскими круизами, ведь «Мустай Карим» сейчас единственный корабль в пассажирском флоте России, который ходит по рекам и морям. Это одна из его многочисленных уникальных особенностей, о которых мы узнали от судовой команды. Глядя на этот теплоход, чувствуешь гордость за российское судостроение, да и в целом за нашу страну: «Ведь можем, если захотим!»

Портрет Мустая Карима украшает библиотеку.
Портрет Мустая Карима украшает библиотеку.

Уникальные особенности конструкции

Начнем с того, что этот круизный теплоход был построен в России с нуля впервые за 60 лет! Все его «собратья», которые еще ходят по российским рекам, строились в уже несуществующих странах – ГДР и Чехословакии. Кроме того, «Мустай Карим» значительно больше их: в ширину на метр (17 м), а в длину – уже на двадцать (141 м), что позволяет ему принять на борт лишнюю сотню пассажиров. Судно создали нижегородские корабелы на верфи «Красное Сормово», а стоимость его постройки оценивается в 3 миллиарда рублей. Водоизмещение лайнера составляет почти 5000 тонн, его маневренность обеспечивается уникальной системой кормовых и носовых винтов, которые поворачиваются на 360 градусов. Следует сказать еще об одном отличии «Мустая Карима» от других кораблей – в капитанской рубке нет штурвала, а управляется он при помощи двух джойстиков, напоминающих рукоятки компьютерных приставок. 


Почти год после строительства теплохода ушел на ходовые испытания – в первый рейс с пассажирами он отправился 22 августа прошлого лета. Начавшаяся так поздно навигация не помешала «Мустаю Кариму» совершить до ее окончания тринадцать рейсов. Приятно, что они связаны с нашим краем – впервые после долгого перерыва морвокзал в Таганроге предоставил свои причалы для пассажирского судна. Туристы получили массу впечатлений, в том числе от экскурсии по городу, который был заложен еще Петром I и чуть было не стал российской столицей. Говоря об этом круизе, капитан корабля Сергей КАЙНОВ уточнил: «До нас этого ещё никто не делал». 

Именно готовностью к морским путешествиям объясняются конструктивные особенности теплохода, в первую очередь наклоненный в обратную сторону нос. Из-за этого завистники сравнивают «Мустай Карим» с утюгом, а доброжелатели – с дредноутом. Как пояснил капитан лайнера, благодаря такой конструкции судно не поднимается волной, а подныривает под нее. Класс этого корабля позволяет ему ходить по морю с высотой волны до 3 метров и даже бороздить битый лед глубиной до 30 сантиметров. Благодаря таким особенностям он заканчивает навигацию самым последним из всех круизных судов на реках России.

Нашим гидом в рубке стал второй помощник капитана Арсений САЙДУЛАЕВ.
Нашим гидом в рубке стал второй помощник капитана Арсений САЙДУЛАЕВ.

С комфортом по волнам

Но самое главное, чем «Мустай Карим» отличается от других кораблей подобного типа – дружелюбностью по отношению к пассажирам. Он больше, а следовательно, комфортнее, ведь все дополнительные метры ушли на увеличение каютного пространства. Заходя в обычную каюту, не видишь никакой разницы между ней и стандартным номером отеля мирового уровня. В первую очередь об этом судишь по просторной ванной комнате, ведь обычно в совмещенных санузлах теплоходов разворачиваешься с трудом. Для 329 пассажиров корабля созданы такие условия, что если не глядеть за окно, можно и не заметить, что ты плывешь на корабле. В некоторых номерах есть даже балконы, а те, кому их не досталось, довольствуются открывающимися на всю ширину «окнами в пол».

Счастливого пути и семь футов под килем!
Счастливого пути и семь футов под килем!

Из заведений общепита на «Мустае Кариме» стоит выделить винную библиотеку, где есть и настоящие книги. Ну а тех, кому чужды эти радости, ждут фитнес-зал с беговыми дорожками, спа-центр, массажные кабинеты, сауна и даже парикмахерская. Также можно погулять по «крыше» лайнера – открытому пространству на самой верней палубе, которое, правда, закрывают на время прохода под мостами. Что ж, за все приходится платить, в том числе за комфортные габариты – по словам капитана, чтобы пройти под мостом Октябрьской железной дороги недалеко от Москвы, приходится даже «притапливать» теплоход при помощи специального балласта. 


Капитан корабля Сергей Кайнов тоже по-своему уникален – он один из самых молодых капитанов российского флота. Кстати, свое 35-летие от отмечал буквально на днях – 7 сентября, с чем мы его и поздравляем! Сергей родом из Нижнего Новгорода, здесь окончил речное училище имени Ивана Кулибина и академию водного транспорта. В 2007 году он начал работать помощником капитана на кораблях волжского пароходства, а прошлым летом взошел на капитанский мостик «Мустая Карима». «Конечно, управление таким большим инновационным судном – огромная ответственность», – признается капитан, который все свободное время тратит на изучение технических возможностей уникальной «матчасти».


Нам было интересно, кому же доступно удовольствие прокатиться на этом чуде техники? Как рассказала пресс-серкетарь компании «ВодоходЪ» Александра Тимофеева, день круиза на теплоходе «Мустай Карим» стоит меньше десяти тысяч рублей. За эти деньги вы перемещаетесь по маршруту, живете в шикарной гостинице с трехразовым питанием, вас развлекают артисты и вывозят на экскурсии. Кроме того, круизы начинают продавать за два года вперед, что позволяет получить большую скидку. Не стоит забывать о предоставляемом государством возврате – кешбэк за путешествия по России. Так что, копите деньги и начинайте планировать свой отпуск!