Творческая лаборатория Олега Лоевского в мае устроила эксперимент «БунинLove» — за пять дней режиссеры из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары должны были подготовить эскизы по рассказам Бунина с ростовскими актерами. Получилось три работы, две из которых теперь будут представлены в новом театральном сезоне.

Проект «БунинLove» преследовал сразу несколько целей. С одной стороны, держать театральную труппу в форме, чтобы та могла работать с любыми режиссерами, за пять дней выучивать текст и вживаться в роль. С другой — найти новые идеи, обновить репертуар театра.

Сам Олег Лоевский тогда высказался против создания спектаклей из эскизов: «Эскиз — это не подробная работа, это эмоциональное напряжение. Артиста погружают в стресс, и он в этом стрессе творит какие-то свои актерские чудеса, но повторить их не сможет. Редко из эскиза получается хороший спектакль. Хотя есть и исключения».


Список этих исключений, видимо, пополнят еще два спектакля — «Легкое дыхание» питерского режиссера Андрея Гончарова и «Натали» московского режиссера Кирилла Сбитнева. За их эскизы ростовский зритель отдал свои голоса весной и теперь увидит полноценные спектакли в репертуаре Молодежного театра.

Сейчас здесь вовсю идут генеральные репетиции. За неделю вспомнили все, что было весной, коллективно придумали недостающие элементы, добавили декораций.


— Во второй раз мы проникли глубже в ткань бунинского слова и того, что стоит за ним. Знаете, как художник, заканчивая работу, делает несколько финальных мазков, чтобы картина задышала, так и мы попытались дать дыхание нашему спектаклю, — говорит актриса Валерия Искворина.

«Легкое дыхание» стало для нее знаковым. В профессии она больше 25 лет, а в спектакле по Бунину играет впервые — и сразу в современном решении.

Так, неожиданно одна из актрис достанет смартфон и включит песню «Это любовь» современного исполнителя Скриптонита. Зал сразу включает камеры — такое надо запечатлеть.


— Мы этим не заигрываем с молодежью, не хотим ее позабавить. Нам просто показалось, что этот текст, этот музыкант имеют отношение к свободе Мещерской. Мы многое находили в репетиционном процессе. В том числе этот элемент — актерская находка. Сделали все по нашим ощущениям для ощущений зрителя. Увидел по реакции зала, что попали в точку, — отмечает Андрей Гончаров.

Сами актеры называют решения Андрея Гончарова смелыми и точными, при этом деликатными — на каждой сцене небольшого рассказа он подробно останавливается, в каждую добавляет современный мотив.

Еще весной на обсуждении «Легкого дыхания» мнения зрителей четко разделились на «Это совсем не Бунин» и «Это настоящий Бунин». Но независимо от спора, эскиз для доработки выбрали…

Перед спектаклями и во время антракта актеры прочитают любимые стихотворения писателя, кусочки из поставленных на сцене рассказов.