На второй Национальный конкурс региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» Ростовская область представила больше всех заявок – 44. Столько же – только у Московской области

Донская уха и раки давно стали брендом Ростовской области.
КАКИЕ ЖЕ продукты представил на конкурс донской регион? Конечно же те, которыми всегда славилась наша область. Например, леща. Поэт Александр Желнов посвятил ему даже целое стихотворение. Есть в нем такие строчки: «Закончена тяжелая неделя. И ты, от предвкушенья трепеща, небрежно вынимаешь из портфеля огромного и жирного леща...» Да, именно такого леща в старые добрые времена ловили в Дону. Сегодня промысловые запасы этой вкуснейшей рыбы, увы, снижены. Тем не менее лещ – самый желанный улов для рыбаков. Есть масса казачьих рецептов приготовления леща, но самым популярным остается вяленый «Донской лещ». Именно под таким названием он представлен на конкурс «Рострыбой».

РЫБНАЯ ТЕМА имеет продолжение в заявленных на конкурс «Донской ухе», «Атаманской ухе по-старочеркасски», «Рыбе по-манычски», «Ухе из петуха по-кагальницки», «Азовской чиненке». За интригующим названием скрывается фаршированный, а точнее, «чиненный» сазан. Так называется блюдо, которое готовят на Дону более 300 лет. А чиненка – от слова «чинить», то есть «начинять». История чиненной рыбки начинается с XVII века, с приходом на Дон людей из «низовых» городов. Для приготовления блюда в ход идет любая рыба, выловленная в Дону. Начинять ее можно кашей или квашеной капустой с икрой сазана (можно и другой рыбы) и запекать в печи или духовом шкафу.

Как не запить блюдо из «чиненки» хорошим вином! Помните, у Пушкина: «Между жарким и блан-манже Цимлянское несут уже». Цимлянское игристое вино и сегодня является визитной карточкой донских вин, которые также участвуют в конкурсе.

ЕСТЬ СРЕДИ брендов, заявленных на конкурс, и «Мигулинская лапша». У нее своя история. По одной из версий, в ст. Мигулинской лапшу... секли на соборе за то, что, горячая, она атаманшу обожгла. По другой – ею секли воришку. Можно лишь догадываться, какая там была лапша, если ею можно было сечь нерадивый люд. Зато доподлинно известно, что сегодня светлая, тонкая, как вологодское кружево, Мигулинская лапша делается вручную и славится во всем донском регионе. Выпускает ее производство Ивана Яшкина. Секретами рецепта Иван Петрович не торопится делиться. Если каждый будет делать такой продукт, Мигулинская лапша как бренд потеряет актуальность. Так что будете в Верхнедонском районе, не поленитесь заехать к лапшевикам – так называют жителей Мигулинской, где эта лапша производится. 

СРЕДИ БРЕНДОВ – знаменитый «Багаевский огурец». Кстати, Багаевская станица, где выращивают огурцы, упоминалась в опубликованном в 1801 г. для европейских купцов географическом словаре. Раньше Багаевка специализировалась на рыбе, винограде, арбузах, а сегодня – на огурцах. Выращиваются они в основном в теплицах. Теплицы чуть ли не в каждом дворе. «Что ни посади, вырастет огурец», – шутят местные жители. 

Но мы забыли о блюдах народов, живущих на Дону. Они тоже есть в заявках. К примеру, блюда донских армян: «Хашх-берек», «Пури самса», «Лапатаев бида». Или, скажем, «Баде-безе». Спросите, что это за блюдо? Печенье, очень вкусное.

В общем, вкусно, разнообразно, много. Как говорит эксперт второго Национального конкурса брендов продуктов питания «Вкусы России» Елена Ищенко, 44 бренда – это крутой результат. В корзине брендов Ростовской области – донские раки, рыба, уха с тузлуком, курник, чалтырский шашлык, пирожки с лебедой, вареники с сюрпризами – устанешь перечислять. И это – один из ресурсов, способных привлечь путешественника в Ростовскую область. Основа гастротуризма и главный тренд.

ВТОРОЙ ЭТАП конкурса уже стартовал. Во время него экспертная комиссия, в которую входят представители ресторанного бизнеса, ритейла, институтов развития и органов власти, оценит заявки.

Кроме того, с 20 октября по 7 ноября отдать голос за свои любимые продукты смогут все жители России в рамках номинации «Нас выбирают».

Итоги конкурса по восьми номинациям будут объявлены в ноябре на торжественной церемонии награждения победителей.