Наш новый проект мы назвали «Экспонат». Надеемся, что заинтересует он многих. Потому что собираемся вместе с сотрудниками музеев Ростовской области рассказать нашим читателям о настоящих сокровищах. Они хранятся в музейных фондах, являются частью экспозиций. Произведения искусства и археологические находки, старинная утварь и изделия ремесленников, артефакты, созданные природой, и творения человеческого гения… 

Вместе с вами мы постараемся пристальнее всмотреться в каждый интересный экспонат, узнать о его происхождении и истории. 

Как всегда, ждем, что вы станете нашими соавторами. О каких предметах, хранящихся в музее вашего города или района, вы хотели бы узнать побольше? О чем хотите рассказать сами всем нашим читателям? Приглашаем вас стать постоянными участниками этого своеобразного путешествия…

Координатор проекта – Евгений ГАРКУШЕВ.

Меч с драгоценной рукоятью

В коллекции золотых предметов Азовского музея-заповедника представлен редкий образец сарматского оружия – меч с драгоценной рукоятью. Он крепился к портупейному поясу воина, по сарматскому обычаю, с правой стороны. У ираноязычных кочевников меч не только служил оружием, но и олицетворял собой бога войны, был социальным символом, знаком принадлежности к воинам – высшему сословию.

Рукоять меча, ножны и портупейный пояс щедро покрыты золотыми пластинами, вставками из бирюзы, коралла и сердолика. Оружие подобной конструкции, с  драгоценными металлами и полудрагоценными камнями, находили при раскопках не раз. Меч аналогичной формы, но с совершенно иными изображениями обнаружили в 1978 году археологи совместной советско-афганской экспедиции, когда изучали богатые погребения кушанской знати на территории современного Афганистана.

Произведение древнего оружейника украшено фигурами животных в полихромном сарматском стиле – особом стиле в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии, при котором золотые и серебряные изделия декорировали вставками из цветных камней. На рукояти меча древний мастер запечатлел очень интересный сюжет. На лицевой стороне круглого навершия изображен двугорбый верблюд в бойцовской позе с поднятой и согнутой в колене ногой. Животное показано в профиль с задранной кверху мордой и открытой зубастой пастью, как бы издающим боевой клич. Рельефная фигура декорирована вставками бирюзы и сердолика. На прямоугольной части рукояти представлена сцена нападения грифа на верблюда. Верблюд опустил голову вниз и оскалил зубы.

Меч из коллекции Азовского музея был не просто парадным оружием богатого воина, а, скорее всего, символом власти сарматского правителя. Появление этого предмета на Дону связано не с торговлей и даже не с политическими дарами (слишком высок статус этой вещи), а с приходом на Дон мощной сарматской орды, правитель которой мог обладать столь престижным оружием.


Время создания – последняя четверть I века нашей эры. Размер: длина – 17,9 см, ширина клинка макс. – 4 см, ширина перекрестья – 5 см, ширина навершия – 6,5 см, длина рукояти – 15 см, ширина рукояти мин. – 2,8 см.

Техника – золото, бирюза, сердолик, железо, ковка, тиснение, басма, гравировка, пайка, инкрустация, шлифовка.

Представлен на выставке «Сокровища кочевников Евразии».


М. Е. Филимонова, старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника