Дата публикации:
19 мар 2022 г.
Каждый год в третью субботу марта отмечают Всероссийский день баяна, аккордеона и гармони.
1895
Шахтинец Николай ПЛАКСЮК начал обучаться игре на аккордеоне в восьмилетнем возрасте. Как раз в начале 90-х, когда в стране интерес к народным инструментам, в том числе язычковым (баян, аккордеон, гармонь), пошел на спад.
Это в СССР желающих освоить баян и аккордеон было так много, что в музыкальных школах устраивали даже отбор.
Потом настали времена, когда преподаватели музыкалки ходили по школам и агитировали записываться на обучение. Тогда же в Ростове перестал существовать созданный еще в 1924 году комбинат по производству баянов. В его помещениях начали ремонтировать деревянную тару.
– Но, независимо от моды, я как увидел аккордеон, сразу понял, что хочу на нем играть, – рассказывает Николай. – После школы поступил в Шахтинское музыкальное училище, затем в Ростовскую консерваторию.
Был в его жизни период, когда три сезона в составе трио – вокал, домра, аккордеон – работал на судне, курсировавшем с немецкими туристами по Золотому кольцу России.
– Мы играли русскую народную музыку, классическую и легкую (канкан, полька и т.п.). Немцам очень нравилось. Причем это было их пожелание, чтобы культурно-развлекательная программа тура исполнялась именно на народных инструментах. Если бы на судне были российские туристы, скорее всего, там не было бы нашего трио... – говорит Николай, имея в виду их совсем другие музыкальные предпочтения в пользу поп-культуры.
Но мнение, будто баяну и аккордеону подвластна только определенная музыка, сильно устарело. Благодаря конструкционному совершенствованию инструментов и росту исполнительского мастерства на них можно сыграть, например, как произведения Микаэла Таривердиева (автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»), Давида Тухманова, творившего в стилях арт-рок, поп-музыка, так и Баха, Моцарта...
«Внутренний мир» инструмента.
В репертуаре новочеркасского муниципального ансамбля народных инструментов «Донские узоры», в котором работает Николай, – более 450 произведений русской и зарубежной классики, современных композиторов, а также обработки народных мелодий и фольклор, что подтверждает безграничные возможности народных инструментов.
Уровень мастерства коллектива высоко оценивался на многочисленных конкурсах как в России, так и за рубежом. «Донским узорам» аплодировали в Болгарии, Польше, Франции, Германии.
Коллектив участвовал во всероссийской акции по самому массовому исполнению гимна России, занесенному в Книгу рекордов Гиннесса. Накануне выступления в Санкт-Петербурге сводного оркестра из 8097 музыкантов с аккордеоном Николая случилась неприятность – повредился в багаже.
Что делать? Ведь совсем скоро выход на «Газпром Арену» и исполнение гимна! С помощью подручных средств все-таки сумел его починить. Пригодились ранее полученные навыки.
Когда Николай учился в музыкальном училище и у его аккордеона произошла небольшая поломка, решил посмотреть – в чем же причина. Разобрался.
С просьбой починить музыкальные инструменты к нему теперь обращаются даже жители других регионов. Приходилось заменять порванную «мышку» меха у баяна тульской фабрики, реставрировать клапаны у баяна «Ростов-Дон», чистить клавиатуры и переклеивать клапаны аккордеонов «Рапсодия» и Weltmeister...
Баян «Ростов-Дон» – это уже история.
Несколько лет назад народный артист России профессор РАМ им. Гнесиных баянист Фридрих Робертович Липс стал вдохновителем празднования Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони как одного из способов сохранения традиций многонациональной страны.
Ведь эти инструменты на протяжении долгого времени сопровождали жизнь народа и в радости, и в печали. Без них невозможно было представить свадьбы, именины и другие торжества. Они поддерживали моральный дух солдат в годы Великой Отечественной. Звучали на ударных комсомольских стройках.
Теперь каждый год в третью субботу марта в разных городах проходят фестивали, во время которых у гостей есть возможность прикоснуться не только к музыке, но и непосредственно к инструментам, узнать об истории их создания.
Нужно сказать, Ростов занимает особое место в возрождении интереса к народным инструментам. В сентябре 2016 года здесь впервые в России прошел старейший в мире конкурс среди аккордеонистов и баянистов – Кубок мира.
Его проведение инициировал Международный музыкальный центр «Гармония» во главе с ростовчанином Александром Поелуевым, ранее победившим на Кубке мира среди аккордеонистов сразу в двух номинациях.
Нынешний Всероссийский день баяна, аккордеона и гармони пройдет на особой волне. 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Фото из архива Николая ПЛАКСЮКА
Это в СССР желающих освоить баян и аккордеон было так много, что в музыкальных школах устраивали даже отбор.
Потом настали времена, когда преподаватели музыкалки ходили по школам и агитировали записываться на обучение. Тогда же в Ростове перестал существовать созданный еще в 1924 году комбинат по производству баянов. В его помещениях начали ремонтировать деревянную тару.
– Но, независимо от моды, я как увидел аккордеон, сразу понял, что хочу на нем играть, – рассказывает Николай. – После школы поступил в Шахтинское музыкальное училище, затем в Ростовскую консерваторию.
Был в его жизни период, когда три сезона в составе трио – вокал, домра, аккордеон – работал на судне, курсировавшем с немецкими туристами по Золотому кольцу России.
– Мы играли русскую народную музыку, классическую и легкую (канкан, полька и т.п.). Немцам очень нравилось. Причем это было их пожелание, чтобы культурно-развлекательная программа тура исполнялась именно на народных инструментах. Если бы на судне были российские туристы, скорее всего, там не было бы нашего трио... – говорит Николай, имея в виду их совсем другие музыкальные предпочтения в пользу поп-культуры.
Но мнение, будто баяну и аккордеону подвластна только определенная музыка, сильно устарело. Благодаря конструкционному совершенствованию инструментов и росту исполнительского мастерства на них можно сыграть, например, как произведения Микаэла Таривердиева (автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»), Давида Тухманова, творившего в стилях арт-рок, поп-музыка, так и Баха, Моцарта...
«Внутренний мир» инструмента.
В репертуаре новочеркасского муниципального ансамбля народных инструментов «Донские узоры», в котором работает Николай, – более 450 произведений русской и зарубежной классики, современных композиторов, а также обработки народных мелодий и фольклор, что подтверждает безграничные возможности народных инструментов.
Уровень мастерства коллектива высоко оценивался на многочисленных конкурсах как в России, так и за рубежом. «Донским узорам» аплодировали в Болгарии, Польше, Франции, Германии.
Коллектив участвовал во всероссийской акции по самому массовому исполнению гимна России, занесенному в Книгу рекордов Гиннесса. Накануне выступления в Санкт-Петербурге сводного оркестра из 8097 музыкантов с аккордеоном Николая случилась неприятность – повредился в багаже.
Что делать? Ведь совсем скоро выход на «Газпром Арену» и исполнение гимна! С помощью подручных средств все-таки сумел его починить. Пригодились ранее полученные навыки.
Когда Николай учился в музыкальном училище и у его аккордеона произошла небольшая поломка, решил посмотреть – в чем же причина. Разобрался.
С просьбой починить музыкальные инструменты к нему теперь обращаются даже жители других регионов. Приходилось заменять порванную «мышку» меха у баяна тульской фабрики, реставрировать клапаны у баяна «Ростов-Дон», чистить клавиатуры и переклеивать клапаны аккордеонов «Рапсодия» и Weltmeister...
Баян «Ростов-Дон» – это уже история.
Несколько лет назад народный артист России профессор РАМ им. Гнесиных баянист Фридрих Робертович Липс стал вдохновителем празднования Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони как одного из способов сохранения традиций многонациональной страны.
Ведь эти инструменты на протяжении долгого времени сопровождали жизнь народа и в радости, и в печали. Без них невозможно было представить свадьбы, именины и другие торжества. Они поддерживали моральный дух солдат в годы Великой Отечественной. Звучали на ударных комсомольских стройках.
Теперь каждый год в третью субботу марта в разных городах проходят фестивали, во время которых у гостей есть возможность прикоснуться не только к музыке, но и непосредственно к инструментам, узнать об истории их создания.
Нужно сказать, Ростов занимает особое место в возрождении интереса к народным инструментам. В сентябре 2016 года здесь впервые в России прошел старейший в мире конкурс среди аккордеонистов и баянистов – Кубок мира.
Его проведение инициировал Международный музыкальный центр «Гармония» во главе с ростовчанином Александром Поелуевым, ранее победившим на Кубке мира среди аккордеонистов сразу в двух номинациях.
Нынешний Всероссийский день баяна, аккордеона и гармони пройдет на особой волне. 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Фото из архива Николая ПЛАКСЮКА