Дата публикации:
26 мар 2022 г.
Два спектакля - «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова и «Как боги» по пьесе Юрия Полякова – сыграли на этой неделе в Новочеркасске в Донском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской артисты Донецкого республиканского академического молодежного театра. Зрители гостей из ДНР встречали очень тепло. А корреспондент «Нашего времени» расспросила генерального директора – художественного руководителя Донецкого РАМТа Владислава СЛУХАЕНКО о том, что осталось «за кадром» показов: как удается театру выжить в сложившихся в ДНР условиях.
1236
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Как раз 21 марта, когда артисты РАМТа готовились дать свой первый гастрольный спектакль в Новочеркасске, над их родным городом Макеевкой силами противовоздушной обороны были сбиты две ракеты «Точка-У».
- Мы очень переживаем за своих близких, а они звонят и говорят, что счастливы, потому что мы в России в безопасности, - сказал в тот день в интервью «Нашему времени» Владислав СЛУХАЕНКО. И подчеркнул, что, хотя в Макеевке после событий 2014 года и жилось относительно спокойно, обстановка в ДНР серьезно сказывалась на работе театра.
Генеральный директор - художественный руководитель Донецкого РАМТа Владислав СЛУХАЕНКО: «Для нас гастроли по России – глоток свежего воздуха».
- Коллектив удалось сохранить с большим трудом. В последние годы мы жили тяжело: экономические проблемы, кадровые потери - многие артисты покинули город. Часть вообще оставила профессию, некоторые уехали в Россию – знаю, работают в театре в Тамбове, несколько человек в Киеве в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки (это единственный в Украине русский театр в преимущественно русскоязычном Киеве. – Н.Н.). И потому сейчас мы занимаемся воспитанием актеров на своей сцене. Нам в помощь - кафедра мировой и отечественной культуры филологического факультета Донецкого национального университета, где два года назад начали обучать актерскому мастерству – специализация «артист драматического театра и кино». Обучают театральному мастерству и в Донецкой государственной музыкальной академии имени С. Прокофьева.
Буквально в феврале, с началом спецоперации, у театра возникли кадровые проблемы в связи с мобилизацией персонала из технических цехов.
– Кто-то ушел добровольцем в ряды народной милиции, многих призвали. Наши сотрудники несут вахту на так называемой первой линии – патрулируют освобожденные территории ДНР, - говорит Владислав Алексеевич. – Но идут военные действия, при которых возможны любые случайности. Потому мы очень волнуемся за товарищей, пытаемся с ними связаться, поддержать, передать посылки. Пока все целы, и слава Богу.
Концерты для военных театру давать не приходилось, слишком уж быстро меняется обстановка на передовой.
- По своему зрителю точно знаем, что людям, которые восемь лет прожили в блокаде, а фактически – на войне, о ней спектакли смотреть не хочется. В нашем репертуаре войне посвящен всего один спектакль – «Живые и мертвые». Много мюзиклов, комедий, в том числе есть и комедия положений – «Ах, уж эти парижане!» по пьесе французского драматурга Марка Камолетти «Ох, уж эта Анна». Зритель с удовольствием идет к нам на «Алые паруса», на «Ромео и Джульетту». В перспективе – уверены, что на нашей земле дело к миру идет, - будем пополнять репертуар спектаклями классическими, потому что когда в молодежном театре существует уклон в развлекательный контент – это неправильно.
В гастрольную поездку театр включил два премьерных спектакля по пьесам современных авторов - «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова и «Как боги» Юрия Полякова, где события развиваются на небольшом, почти замкнутом пространстве. «Человека из Подольска» поставил приглашенный режиссер из Ульяновска Александр Лебедев. Проблема малой родины, которая кажется ни в чем не преуспевшему Коле серой и скучной, существует практически во всех малых городах и в глубинке, из которой стремятся вырваться в большой мир молодые люди.
- Не чужда эта проблема и новочеркасскому зрителю, - уверен Владислав Слухаенко. - Спектакль «Как боги», в котором события происходят в «одной отдельно взятой семье», где есть и любовь, и измена, и кара за предательство, поставил наш режиссер и актер Евгений Романенко. Судьбу Евгения Григорьевича затронула сложившаяся на Украине ситуация – за инакомыслие вынужден был уволиться из харьковского театра, переехать в Донбасс, а семья осталась в Харькове. Для него театр - как оголенный нерв, чувствующий все проблемы современного человека.
Много в репертуаре молодежного театра детских и подростковых спектаклей, которые очень востребованы. Популярен восстановленный в этом сезоне спектакль из старого репертуара - «Гроза» по пьесе Александра Островского. У нас на сцене плещется в финале четыре тонны воды, так что Катерина топится «взаправду».
Несмотря на стесненные условия, мы стараемся, чтобы театр брал зрителя и режиссерскими решениями, и удивлял актерскими находками, а кого-то просто ошеломлял финалом. Потому что нет разницы между театром провинциальным и столичным, между театром, работающим в условиях войны, мира или даже застоя. Театр - он или есть, или его нет.
- Мы очень переживаем за своих близких, а они звонят и говорят, что счастливы, потому что мы в России в безопасности, - сказал в тот день в интервью «Нашему времени» Владислав СЛУХАЕНКО. И подчеркнул, что, хотя в Макеевке после событий 2014 года и жилось относительно спокойно, обстановка в ДНР серьезно сказывалась на работе театра.
Генеральный директор - художественный руководитель Донецкого РАМТа Владислав СЛУХАЕНКО: «Для нас гастроли по России – глоток свежего воздуха».
- Коллектив удалось сохранить с большим трудом. В последние годы мы жили тяжело: экономические проблемы, кадровые потери - многие артисты покинули город. Часть вообще оставила профессию, некоторые уехали в Россию – знаю, работают в театре в Тамбове, несколько человек в Киеве в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки (это единственный в Украине русский театр в преимущественно русскоязычном Киеве. – Н.Н.). И потому сейчас мы занимаемся воспитанием актеров на своей сцене. Нам в помощь - кафедра мировой и отечественной культуры филологического факультета Донецкого национального университета, где два года назад начали обучать актерскому мастерству – специализация «артист драматического театра и кино». Обучают театральному мастерству и в Донецкой государственной музыкальной академии имени С. Прокофьева.
Буквально в феврале, с началом спецоперации, у театра возникли кадровые проблемы в связи с мобилизацией персонала из технических цехов.
– Кто-то ушел добровольцем в ряды народной милиции, многих призвали. Наши сотрудники несут вахту на так называемой первой линии – патрулируют освобожденные территории ДНР, - говорит Владислав Алексеевич. – Но идут военные действия, при которых возможны любые случайности. Потому мы очень волнуемся за товарищей, пытаемся с ними связаться, поддержать, передать посылки. Пока все целы, и слава Богу.
Концерты для военных театру давать не приходилось, слишком уж быстро меняется обстановка на передовой.
- По своему зрителю точно знаем, что людям, которые восемь лет прожили в блокаде, а фактически – на войне, о ней спектакли смотреть не хочется. В нашем репертуаре войне посвящен всего один спектакль – «Живые и мертвые». Много мюзиклов, комедий, в том числе есть и комедия положений – «Ах, уж эти парижане!» по пьесе французского драматурга Марка Камолетти «Ох, уж эта Анна». Зритель с удовольствием идет к нам на «Алые паруса», на «Ромео и Джульетту». В перспективе – уверены, что на нашей земле дело к миру идет, - будем пополнять репертуар спектаклями классическими, потому что когда в молодежном театре существует уклон в развлекательный контент – это неправильно.
В гастрольную поездку театр включил два премьерных спектакля по пьесам современных авторов - «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова и «Как боги» Юрия Полякова, где события развиваются на небольшом, почти замкнутом пространстве. «Человека из Подольска» поставил приглашенный режиссер из Ульяновска Александр Лебедев. Проблема малой родины, которая кажется ни в чем не преуспевшему Коле серой и скучной, существует практически во всех малых городах и в глубинке, из которой стремятся вырваться в большой мир молодые люди.
- Не чужда эта проблема и новочеркасскому зрителю, - уверен Владислав Слухаенко. - Спектакль «Как боги», в котором события происходят в «одной отдельно взятой семье», где есть и любовь, и измена, и кара за предательство, поставил наш режиссер и актер Евгений Романенко. Судьбу Евгения Григорьевича затронула сложившаяся на Украине ситуация – за инакомыслие вынужден был уволиться из харьковского театра, переехать в Донбасс, а семья осталась в Харькове. Для него театр - как оголенный нерв, чувствующий все проблемы современного человека.
Много в репертуаре молодежного театра детских и подростковых спектаклей, которые очень востребованы. Популярен восстановленный в этом сезоне спектакль из старого репертуара - «Гроза» по пьесе Александра Островского. У нас на сцене плещется в финале четыре тонны воды, так что Катерина топится «взаправду».
Несмотря на стесненные условия, мы стараемся, чтобы театр брал зрителя и режиссерскими решениями, и удивлял актерскими находками, а кого-то просто ошеломлял финалом. Потому что нет разницы между театром провинциальным и столичным, между театром, работающим в условиях войны, мира или даже застоя. Театр - он или есть, или его нет.