Ряд временно закрывшихся фирменных магазинов одежды пополнил японский бренд Uniqlo. Его владелец буквально две недели назад заявил, что уходить с нашего рынка не намерен. Спустя три дня решение (не без давления) пришлось изменить. Теперь уже торговые центры опустели чуть ли не наполовину… Где теперь одеваться донским жителям и готовы ли освободившиеся места занять российские бренды, выясняли у ростовского дизайнера Жанны МЕРЦ и совладелицы магазина одежды Сони ЮРАСОВОЙ.
– Во что вы сами одеваетесь? Почувствовали уход иностранных брендов как покупатели?
Жанна: В моем гардеробе 10 % вещей из масс-маркетов, 70 % собственного производства и 20 % из секонд-хендов и стоков. Как покупатель я не почувствую никакой разницы.
Соня: До того, как я стала заниматься одеждой, я покупала вещи в resale store люксовых брендов, секонд-хендах, масс-маркетах. Находила одежду у родственников, перешивала ее или находила интересный способ ее носить. Сейчас практически вся моя одежда – из моего магазина. Осталось немного из того, что я носила раньше.
– А как производители?
Жанна: Конечно. Это сильно влияет на рынок, и я вижу большие перспективы. Сейчас я шью капсульную коллекцию. То есть раньше я создавала вещи на заказ, а теперь хочу еще и регулярно шить свою линейку. Эта идея вынашивалась долго, теперь мы получили большой толчок. Планы грандиозные.
Соня: Меня обрадовала новость об уходе иностранных брендов. Это означает, что все покупатели закрывшихся магазинов обратят внимание на отечественных дизайнеров. Многие, я даже не про себя говорю, недооценены. Освобождение ниши поможет это исправить. У моего и других брендов появилось больше возможностей.
– А разве производство не затронули санкции? Возможностям это не мешает?
Жанна: Я шью сама, у меня российское производство. Доставить ткани в Ростов – не моя проблема, проблема поставщиков. На сегодняшний день для меня все доступно. Россия с Европой и Америкой по тканям тесно и не сотрудничали, за исключением Италии. У нас остались белорусский лен, русский трикотаж, китайский шелк… Проблема другая – цены привязаны к курсу доллара. Чтобы закупить новые ткани, магазины сейчас подняли ценник до 30 %. Не работают и скидки, которыми я раньше активно пользовалась. По этим же причинам цены будут подниматься и в других магазинах. На нас всех отразится происходящее в мире, но это не повод опускать руки.
Жанна МЕРЦ в индустрии моды уже более 20 лет. Сама она родом из Перми. В девятом классе эскизы ее нарядов оценил местный модельер и посоветовал идти в профессию. Среднее профессиональное Жанна получила в родном городе, а высшее – уже в Ростове. Город понравился, и она решила остаться. Теперь сотрудничает с шоурумами, шьет на заказ и выдает напрокат одежду для фотосессий.
Соня: Сейчас очень мало свободного времени. Я постоянно в поиске и заказе тканей. Курс доллара и закрытие воздушного пространства мы лично ощутили сильно. В три-четыре раза все подорожало. Производства сейчас, массово скупая ткани, берут все без разбора, и нам не оставляют выбора. Из-за этого увеличилась стоимость и моей продукции – ценник вырос на материалы и работу швей. Но, несмотря на это, настрой рабочий.
– По вашему мнению, должны ли вообще бренды демонстрировать свою политическую позицию?
Жанна: В идеале мода не должна вестись на политические провокации. Но мы же понимаем, почему ушли иностранные бренды. Они не хотели… Кому интересно терять такую долю прибыли? Огромная Россия одевалась в этих магазинах. Я считаю, что они потеряли 50 % рынка. Когда ты – маленький бренд, ты можешь быть вне политики, твои бюджеты интересны только тебе. А вот большим корпорациям не удается быть аполитичными, их бы просто задушили. Нам просто надо подхватить сейчас волну. Если иностранные компании не вернутся в ближайшем будущем, то все должно быть хорошо.
– А если вернутся? Я вот неоднократно слышала от знакомых, что прощать «предателей» не будут. Да и у самой осадок остался...
Жанна: Будет зависеть от политики этих магазинов. Коллекции готовятся на полгода-год вперед. Сейчас у них уже готовы весна и лето в больших объемах. Все это могут выставить потом по низким ценам, объявить о больших скидках. Российские бренды продолжат покупать ткани дорого, оплачивать работу сотрудников. К тому же у масс-маркетов все поставлено на поток. А чем больше партия, тем ниже цена одной вещи. Нам с этим сложно конкурировать. Тем более производителям-одиночкам: единственный вариант здесь снизить цену – удешевить производство. Но это ухудшит качество и снизит репутацию. В общем, многое сейчас будет зависеть от того, как мы заполним нишу.
– Что для этого нужно: увеличить мощность производств тем, кто уже в индустрии, стимулировать появление новых брендов?.. Вообще много рисков для тех, кто сейчас захочет создать свою линейку одежды?
Жанна: Как в любом деле в любое время. Я сейчас от многих слышу, что люди хотят начать шить одежду. Даже те, кто с этим никак раньше не был связан. Люди начали искать дизайнеров, конструкторов, швей. Конкуренция среди российских дизайнеров и так была, сейчас увеличится. Проблема лишь в том, что одежду создают простую, однотипную – худи, джинсы, футболки… У таких брендов нет ДНК, среди таких брендов конкуренция особенно высокая. Есть риск создать коллекцию и не продать. Еще надо помнить и о перекупщиках, которые заказывают одежду из Китая. Да, потребность в одежде будет высокая. Но продажа ради продажи работать давно перестала. Теперь важно закладывать посыл, нести какую-то миссию.
Соня ЮРАСОВА – совладелица магазина Like shop, владелица и дизайнер бренда Friday on my Mind. Магазину Like shop – 11 лет. До октября 2021 года все товары для продажи привозились из-за границы. Уже полгода, как владельцы переориентировались – занялись собственным производством в Ростове. Одежда донского бренда разъезжается по разным городам.
Соня: Нужно выделяться, делать что-то свое. Мы, например, для себя решили, что не будем копировать вещи сегмента luxe. Стандарты моды меняются каждый сезон, а одежду люди могут носить дольше. Поэтому я всегда думаю: а как вещь будет смотреться потом, купят ли ее, будут ли ее носить через год? Лучше, может, и не гнаться за писком моды или явлением на сезон, а разработать свой узнаваемый стиль.
– А как вы находили свой? Что говорите своей одеждой?
Жанна: Красота спасет этот мир, потому что красота для меня – синоним любви к миру и себе. Через одежду человек транслирует свое отношение к окружающим. Мы все своим образом что-то говорим. Вот я и хочу помочь людям выразить себя, добавляя при этом и свое видение прекрасного.
Соня: Я всегда уделяла большое внимание своей одежде, теперь у меня есть возможность быть причастной и к образам других людей. Наш внешний вид транслирует нашу личность. Осознанно или нет, но так мы даем понять другим, кто мы такие. Воспринимаем человека по одежке, даже если провожаем по уму. Поэтому я и хочу давать возможность окружающим одеваться красиво и со вкусом, сохраняя при этом адекватный ценник.
Фото из архивов дизайнеров