Дата публикации:
17 апр 2022 г.
Репертуар Ростовского музыкального театра пополнился балетом по сказке Шарля Перро на музыку Сергея Прокофьева.
1833
Эту версию балета «Золушка» вполне можно назвать ростовской или даже кузнецовской. Ведь хореографический рисунок спектакля - оригинальный. Он рождался в стенах Ростовского музыкального театра. Его автор (как и автор либретто) - главный балетмейстер Иван Кузнецов.
Музыку к «Золушке» Прокофьев начал сочинять еще в 1940-м. Впервые этот балет показали осенью 1945 года. Он стал первой послевоенной премьерой Большого театра.
С тех пор в мире появилось множество различных сценических версий прокофьевской «Золушки». Это и постановки в духе старых добрых сказок, и спектакли с радикально измененным сюжетом.
К примеру, в версии Рудольфа Нуреева (он создавал ее для Парижа) сказочное королевство Шарля Перро превратилось в «фабрику звезд»: Голливуд 1930-х годов. Известный нетрадиционным прочтением классики британский хореограф Мэтью Борн перенес действие этой сказочной истории в Лондон времен Второй мировой, когда Англия страдала от немецких бомбежек. Главными героями у него стали скромная мечтательница и британский военный летчик, а соперницей девушки - ее мачеха! Эту по-своему интересную постановку порой называют мюзиклом без пения.
Ростовский музыкальный решил не отходить так далеко от композиторского замысла.
- Мы старались сделать современный, целостный и гармоничный балет, оставаясь в традициях русского классического театра, - говорит Иван Кузнецов.
Радикальных трансформаций сюжета в ростовской версии «Золушки» нет, но есть свои особенности. Друзьями и помощниками Золушки стали здесь мышки. Прекрасную незнакомку, которая сбежала с бала, потеряв хрустальный башмачок, Принц ищет даже на Востоке. Но не в Индии или Персии, как это нередко бывает в других постановках, а на Дальнем Востоке.
Вероятно, у многих зрителей после этого спектакля может выстроиться ассоциативный ряд: «Ростов» - «Золушка» - «апельсины». Апельсины (в сцене бала) фигурируют еще в самом первом либретто прокофьевского балета, а в ростовском варианте проходят яркой линией через все действо. Это символ семейного счастья и воспоминаний Золушки о радостном детстве. Символ любви, победоносного солнца.
Прокофьев говорил, что для него как композитора основное в этой сказочной истории - поэтическая любовь, побеждающая все препятствия на своем пути.
Но в музыке этого балета - не только лирика, романтика. Много юмора и даже сатиры. Это, прежде всего, связано с образами сестер Золушки - Кривляки и Злюки. Несмотря на всю их отрицательную сущность, каждое новое появление этой нелепой, но колоритной пары зрители встречают с интересом, а провожают ее аплодисментами.
«Все билеты проданы», - такое объявление в кассах Ростовского музыкального появилось задолго до премьеры. В Ростове вообще любят балет. А новый спектакль наверняка заинтересовал и тех, для кого музыка «Золушки» самоценна.
- Партитура балета «Золушка» - гениальное творение. Это - вызов для любого симфонического коллектива, - считает музыкальный руководитель постановки, главный дирижер театра Андрей Иванов.
Правда, свою новую постановку Ростовский музыкальный позиционирует как спектакль для семейного просмотра. А для детей, по мнению главного художника по свету Ирины Вторниковой, музыка «Золушки», пожалуй, сложновата… Отсюда стремление превратить спектакль в яркое, красочное зрелище, на которое особенно отзывчивы дети.
Балет «Золушка» стал 136-й премьерой Ростовского музыкального театра. Счет будет продолжен уже в этом сезоне. В июне - новая постановка комической оперы Россини «Севильский цирюльник».
Видео Владимира Апарина
Музыку к «Золушке» Прокофьев начал сочинять еще в 1940-м. Впервые этот балет показали осенью 1945 года. Он стал первой послевоенной премьерой Большого театра.
С тех пор в мире появилось множество различных сценических версий прокофьевской «Золушки». Это и постановки в духе старых добрых сказок, и спектакли с радикально измененным сюжетом.
К примеру, в версии Рудольфа Нуреева (он создавал ее для Парижа) сказочное королевство Шарля Перро превратилось в «фабрику звезд»: Голливуд 1930-х годов. Известный нетрадиционным прочтением классики британский хореограф Мэтью Борн перенес действие этой сказочной истории в Лондон времен Второй мировой, когда Англия страдала от немецких бомбежек. Главными героями у него стали скромная мечтательница и британский военный летчик, а соперницей девушки - ее мачеха! Эту по-своему интересную постановку порой называют мюзиклом без пения.
Ростовский музыкальный решил не отходить так далеко от композиторского замысла.
- Мы старались сделать современный, целостный и гармоничный балет, оставаясь в традициях русского классического театра, - говорит Иван Кузнецов.
Радикальных трансформаций сюжета в ростовской версии «Золушки» нет, но есть свои особенности. Друзьями и помощниками Золушки стали здесь мышки. Прекрасную незнакомку, которая сбежала с бала, потеряв хрустальный башмачок, Принц ищет даже на Востоке. Но не в Индии или Персии, как это нередко бывает в других постановках, а на Дальнем Востоке.
Вероятно, у многих зрителей после этого спектакля может выстроиться ассоциативный ряд: «Ростов» - «Золушка» - «апельсины». Апельсины (в сцене бала) фигурируют еще в самом первом либретто прокофьевского балета, а в ростовском варианте проходят яркой линией через все действо. Это символ семейного счастья и воспоминаний Золушки о радостном детстве. Символ любви, победоносного солнца.
Прокофьев говорил, что для него как композитора основное в этой сказочной истории - поэтическая любовь, побеждающая все препятствия на своем пути.
Но в музыке этого балета - не только лирика, романтика. Много юмора и даже сатиры. Это, прежде всего, связано с образами сестер Золушки - Кривляки и Злюки. Несмотря на всю их отрицательную сущность, каждое новое появление этой нелепой, но колоритной пары зрители встречают с интересом, а провожают ее аплодисментами.
«Все билеты проданы», - такое объявление в кассах Ростовского музыкального появилось задолго до премьеры. В Ростове вообще любят балет. А новый спектакль наверняка заинтересовал и тех, для кого музыка «Золушки» самоценна.
- Партитура балета «Золушка» - гениальное творение. Это - вызов для любого симфонического коллектива, - считает музыкальный руководитель постановки, главный дирижер театра Андрей Иванов.
Правда, свою новую постановку Ростовский музыкальный позиционирует как спектакль для семейного просмотра. А для детей, по мнению главного художника по свету Ирины Вторниковой, музыка «Золушки», пожалуй, сложновата… Отсюда стремление превратить спектакль в яркое, красочное зрелище, на которое особенно отзывчивы дети.
Балет «Золушка» стал 136-й премьерой Ростовского музыкального театра. Счет будет продолжен уже в этом сезоне. В июне - новая постановка комической оперы Россини «Севильский цирюльник».
Видео Владимира Апарина