Дата публикации:
23 апр 2022 г.
Вместе с сотрудниками музеев Ростовской области мы рассказываем нашим читателям о настоящих сокровищах, хранящихся в музейных фондах: произведениях искусства и археологических находках, изделиях ремесленников… Вместе с вами мы постараемся пристальнее всмотреться в каждый интересный экспонат, узнать о его происхождении и истории
946
Уникальная икона с редким изображением святого Олексы из коллекции краеведческого музея Таганрога была изготовлена ремесленниками Приазовья.
Каменная иконка, найденная на Азовском побережье в районе Золотой косы, поступила в краеведческий музей Таганрога в 1950 году.
Она выточена из мыльного камня (сапонит, разновидность стеатита). Иконка – двусторонняя и, вероятнее всего, была нательным образком-оберегом.
На одной стороне изображён святой Олекса в полный рост в молитвенно-благоговейной позе. Удлинённый овал лица обрамлён ниспадающими на плечи волосами. Одет святой в широкую и длинную, стянутую в талии исподь, украшенную по подолу орнаментальной каймой.
Имя святого – Олекса – соответствует древнерусскому произношению греческого Алексиос (Алексей). Известен лишь один святой по имени Алексий, человек Божий, культ которого был широко распространён в X в. В иконографии образ этого святого встречается редко, и в этом смысле иконка является уникальной.
На другой стороне иконки резчик поместил часть сюжетной композиции. Фигура святого Феодора, изображенного посредине медальона, устремлена вправо, руки воздеты кверху и принимают какой-то предмет. Святой представлен немолодым, с широко раскрытыми большими глазами, прямым длинным носом, небольшой овальной бородой. Выделяются несоразмерно большие кисти рук и несоразмерно маленькие босые ступни. Изображение довольно примитивно и архаично. Свободное пространство справа и слева от фигуры заполнено надписью. Фигура святого Феодора на иконке очень близка к изображениям в иконографии святого Феодора Стратилата.
Сюжет и композиция найденной иконки широко распространены в византийской иконописи и пластике XI–XII вв. Первые образцы византийских иконок из стеатита являлись копиями рельефов из слоновой кости. При дешевизне и доступности материала стеатитовые иконки тем не менее были дорогими индивидуальными изделиями, которые заказывали состоятельные люди. На стеатитовых иконках, предметах личного поклонения, преобладали образы святых помощников, врачевателей, охранителей от демонических козней, мора и стихийных бедствий, военных и дорожных опасностей. Их заключали в оправу и носили на груди воины и купцы, отправлявшиеся в дальний путь. Нередко на таких иконках-медальонах изображали патрональных святых, соименных заказчику или членам его семьи.
Изделия византийских художников-камнерезов в большом количестве доставлялись на Русь и служили образцами для местных мастеров. Анализ изображений и надписей иконки, хранящейся в собрании Таганрогского музея, позволяет говорить о её местном, приазовском происхождении.
По мнению исследователей, иконка является важным свидетельством наличия в XI – начале XII века в Приазовье, в пределах Тмутараканского княжества, русского ремесленного населения, работавшего на местный рынок. В то же время иконка представляет собой своеобразный памятник древнерусской эпиграфики.
О.Г. Олих,
хранитель музейных предметов коллекции «Археологические памятники»
Каменная иконка, найденная на Азовском побережье в районе Золотой косы, поступила в краеведческий музей Таганрога в 1950 году.
Она выточена из мыльного камня (сапонит, разновидность стеатита). Иконка – двусторонняя и, вероятнее всего, была нательным образком-оберегом.
На одной стороне изображён святой Олекса в полный рост в молитвенно-благоговейной позе. Удлинённый овал лица обрамлён ниспадающими на плечи волосами. Одет святой в широкую и длинную, стянутую в талии исподь, украшенную по подолу орнаментальной каймой.
Имя святого – Олекса – соответствует древнерусскому произношению греческого Алексиос (Алексей). Известен лишь один святой по имени Алексий, человек Божий, культ которого был широко распространён в X в. В иконографии образ этого святого встречается редко, и в этом смысле иконка является уникальной.
На другой стороне иконки резчик поместил часть сюжетной композиции. Фигура святого Феодора, изображенного посредине медальона, устремлена вправо, руки воздеты кверху и принимают какой-то предмет. Святой представлен немолодым, с широко раскрытыми большими глазами, прямым длинным носом, небольшой овальной бородой. Выделяются несоразмерно большие кисти рук и несоразмерно маленькие босые ступни. Изображение довольно примитивно и архаично. Свободное пространство справа и слева от фигуры заполнено надписью. Фигура святого Феодора на иконке очень близка к изображениям в иконографии святого Феодора Стратилата.
Сюжет и композиция найденной иконки широко распространены в византийской иконописи и пластике XI–XII вв. Первые образцы византийских иконок из стеатита являлись копиями рельефов из слоновой кости. При дешевизне и доступности материала стеатитовые иконки тем не менее были дорогими индивидуальными изделиями, которые заказывали состоятельные люди. На стеатитовых иконках, предметах личного поклонения, преобладали образы святых помощников, врачевателей, охранителей от демонических козней, мора и стихийных бедствий, военных и дорожных опасностей. Их заключали в оправу и носили на груди воины и купцы, отправлявшиеся в дальний путь. Нередко на таких иконках-медальонах изображали патрональных святых, соименных заказчику или членам его семьи.
Изделия византийских художников-камнерезов в большом количестве доставлялись на Русь и служили образцами для местных мастеров. Анализ изображений и надписей иконки, хранящейся в собрании Таганрогского музея, позволяет говорить о её местном, приазовском происхождении.
По мнению исследователей, иконка является важным свидетельством наличия в XI – начале XII века в Приазовье, в пределах Тмутараканского княжества, русского ремесленного населения, работавшего на местный рынок. В то же время иконка представляет собой своеобразный памятник древнерусской эпиграфики.
О.Г. Олих,
хранитель музейных предметов коллекции «Археологические памятники»