Дата публикации:
9 июл 2022 г.
Задание посетить иммерсивный спектакль «Метанойя» в «Чурилин центре» стало неожиданным. Необычное название – латинское слово, которое переводится как раскаяние. Иммерсивных спектаклей я раньше не видела.
893
Фото/Видео: Алина Воробьёва
Еще на улице перед зданием центра нам, зрителям, выдали наушники, с помощью которых можно слышать все происходящее, и мы плавно погрузились в мир мыслей и чувств главных героев – Валерии и Алексея. Светлый коридор, на стенах висели фотографии влюбленной пары. Веселой, жизнерадостной, счастливой. Так началась история в шести главах об одной любви и зависимости на двоих.
Сначала к наркотикам пристрастился молодой человек, вскоре «подсела» и девушка. Сердце пропускало удары, дыхание сбивалось, мысли теряли связь между собой. Из-за зависимости чувства влюбленных столкнулись и с агрессией, и с равнодушием. С каждой дозой они все больше отдалялись друг от друга.
Алексей сможет разорвать колючую проволоку наркотической зависимости и сделать шаг, о котором будет жалеть больше всего. В попытке спасти самого дорогого человека от самого себя он откажется от отношений с любимой и молча уйдет. А молчание может быть красноречивее сотни слов. Спасение герой найдет в вере. И к концу истории признает, что в жизни случается только одна настоящая любовь. Если ты полюбил и сам стал любимым, то обязан во что бы то ни стало дорожить этим.
Для Валерии расставание с молодым человеком стало страшным ударом. Оставшись наедине с собой и своими переживаниями, она пройдет пять стадий принятия горя и через время все же найдет в себе силы справиться с тягой к наркотикам. В этом ей помогут психологи, литература, увлечения. Книжные стены вокруг нее перестанут быть беспросветной крепостью, а вид одинокого чемодана больше не вызовет отчаяние в груди.
Менялись сцены, а перед нашими глазами будто бы проплывали воспоминания главных героев, переплетенные с треками Дельфина и чувственной музыкой Эрика Сати. Фиолетовые, голубые и красные огни тонули в сладковатой дымке, желтые лампочки одиноко раскачивались под белым потолком. Отовсюду доносились звуки и запахи. Дни, которые проживала пара, а вместе с ней и мы, разлетались листками отрывного календаря.
Можно заметить, что ко всем главам истории эпиграфы взяты из Ветхого завета. И не случайно через всю историю проносится сравнение человека и дерева, которое сначала беззаботно растет, а под конец борется с острием топора.
Однако даже находясь далеко друг от друга, Валерия и Алексей сойдутся во мнении, что любовь не оставляет ран. Она расправляет человеку крылья, разжигает сердце поцелуями и дарит надежду на то, что все можно повторить. Прошлые обиды и разочарования остались позади. Теперь следует новый этап. Но каким он будет?
Начало 2022 года и получение Президентского гранта дали им простор для фантазии и реализации своей идеи.
Для Ярославы работа над «Метанойей» стала творческим дебютом: она выступила здесь в качестве режиссера и сценариста, хотя заниматься текстом не собиралась. Но поиски автора, который мог бы подготовить материал, ни к чему не привели. Тогда коллектив принял решение – самим писать эту историю.
– Первое, что появилось на листе сценария – слово «привет», – с улыбкой вспоминает Ярослава. – С него все и начиналось...
Иммерсивные спектакли не предполагают большого количества зрителей. Хотелось сделать группы маленькими, чтобы не помешать напряженной обстановке и откровенности повествования.
По задумке автора, спектакль должен был проходить на улице и иметь собственные постройки, между которыми разворачивались бы события. В качестве подходящей локации рассматривали территорию парка отдыха и культуры 1 мая.
– Однако ограниченный бюджет и резкий скачок цен заставили отказаться от этого плана, изменить часть концепции и подобрать другую площадку, – продолжает Ярослава. – Скоро поняли, что спектакль не будет полноценным без хореографической составляющей, и пригласили артистов театра танца «Без предела».
Интересно, что сначала герои были безымянными. Автор объясняет это тем, что так зрители не проводили бы какие-то параллели с реальностью. Чуть позже влюбленные получили свои имена – Алексей и Валерия. Когда же на роли главных героев взяли Алексея Глущенко и Валерию Коноваленко, многих поразило такое точное попадание. Было ли это просто случайностью или же счастливым знаком, решать вам. И хоть все персонажи и события вымышлены, как-то одна из зрительниц сказала, что увидела в этой истории свою жизнь.
Станислав отмечает, что команда проекта хочет привлечь к просмотру трудных подростков и ребят, которые стоят на учете в реабилитационном центре.
– Спектакль получился очень жизненным, поэтому может многому научить нынешнюю молодежь, открыть ей глаза и заставить задуматься о том, к чему приводит пагубная зависимость, – убежден он.
Постановку в рамках Президентского гранта можно посетить бесплатно, запись на него идет по телефону (8-961-408-73-29 или 8-928-156-66-82). Перед началом сезона команда «Метанойи» начала развешивать афиши, распространять информацию во «ВКонтакте». Принцип сарафанного радио вызвал среди ростовчан ажиотаж. Теперь люди стоят в очереди, некоторые повторно приходят со своими близкими. Весь июль уже расписан по дням. А в будущем команда обещает поведать зрителям еще не одну захватывающую историю.
– Но за счет этого «проживания» с каждым разом представление получается более искренним и эмоциональным, – делятся Валерия и Алексей. – Теперь после очередного показа происходит выдох, и мы уже готовы двигаться дальше.
Появление других артистов на площадке происходит ярко и внезапно. Их выступление становится отличным дополнением к развивающимся действиям «Метанойи». У участников приглашенного коллектива театра танца «Без предела» Марии Рустанович, Анны Ткачёвой, Екатерины Богдасаровой и Александры Чебатуркиной с самого начала были интерес и желание поскорее влиться в атмосферу спектакля.
– Этот проект развивает нас не только как танцоров, но и как личности, – уверены они.
Единственное, что нельзя никак изменить, зачеркнуть или забыть, как страшный сон – это смерть. Увядшие мечты, не сказанные вовремя слова, сожаления. Но пока жив человек, и в душе его теплится искорка надежды, есть шанс вернуться. Недаром главный герой говорит возлюбленной, что ему нужны всего лишь чистая тетрадь и вечность с ней, чтобы начать все заново.
Его и ее пути
Валерия стала для своего любимого человека утренним солнцем, ворвавшимся в мрачную комнату. А Алексей был тем смыслом, без которого его возлюбленная не представляла жизни дальше. Они наслаждались обществом друг друга, строили планы на будущее: путешествия, свой дом, дети. И еще не подозревали, что приближаются к краю пропасти...Сначала к наркотикам пристрастился молодой человек, вскоре «подсела» и девушка. Сердце пропускало удары, дыхание сбивалось, мысли теряли связь между собой. Из-за зависимости чувства влюбленных столкнулись и с агрессией, и с равнодушием. С каждой дозой они все больше отдалялись друг от друга.
Алексей сможет разорвать колючую проволоку наркотической зависимости и сделать шаг, о котором будет жалеть больше всего. В попытке спасти самого дорогого человека от самого себя он откажется от отношений с любимой и молча уйдет. А молчание может быть красноречивее сотни слов. Спасение герой найдет в вере. И к концу истории признает, что в жизни случается только одна настоящая любовь. Если ты полюбил и сам стал любимым, то обязан во что бы то ни стало дорожить этим.
Для Валерии расставание с молодым человеком стало страшным ударом. Оставшись наедине с собой и своими переживаниями, она пройдет пять стадий принятия горя и через время все же найдет в себе силы справиться с тягой к наркотикам. В этом ей помогут психологи, литература, увлечения. Книжные стены вокруг нее перестанут быть беспросветной крепостью, а вид одинокого чемодана больше не вызовет отчаяние в груди.
Менялись сцены, а перед нашими глазами будто бы проплывали воспоминания главных героев, переплетенные с треками Дельфина и чувственной музыкой Эрика Сати. Фиолетовые, голубые и красные огни тонули в сладковатой дымке, желтые лампочки одиноко раскачивались под белым потолком. Отовсюду доносились звуки и запахи. Дни, которые проживала пара, а вместе с ней и мы, разлетались листками отрывного календаря.
За разрушением следует новый этап
Необычное название проекта «Метанойя» очень символично. Это раскаяние, его и ее преодоление пагубной страсти, переосмысление совершенных поступков. Мы видим путь разложения личности под воздействием наркотических веществ и попытку вырваться из пучины страданий.Можно заметить, что ко всем главам истории эпиграфы взяты из Ветхого завета. И не случайно через всю историю проносится сравнение человека и дерева, которое сначала беззаботно растет, а под конец борется с острием топора.
Однако даже находясь далеко друг от друга, Валерия и Алексей сойдутся во мнении, что любовь не оставляет ран. Она расправляет человеку крылья, разжигает сердце поцелуями и дарит надежду на то, что все можно повторить. Прошлые обиды и разочарования остались позади. Теперь следует новый этап. Но каким он будет?
Все начиналось со слова «привет»
Как позднее рассказала команда проекта, идея постановки родилась два года назад. Примерно тогда произошло знакомство руководителя организации «Ростов без наркотиков», члена общественной палаты Ростовской области Станислава Горяинова и директора парка культуры и отдыха 1 мая Ярославы Поручиковой. Ярославу вдохновила деятельность организации «Ростов без наркотиков», она предложила Станиславу создать совместный социальный проект и поучаствовать в грантах, чтобы получить финансовую поддержку на его реализацию.Начало 2022 года и получение Президентского гранта дали им простор для фантазии и реализации своей идеи.
Для Ярославы работа над «Метанойей» стала творческим дебютом: она выступила здесь в качестве режиссера и сценариста, хотя заниматься текстом не собиралась. Но поиски автора, который мог бы подготовить материал, ни к чему не привели. Тогда коллектив принял решение – самим писать эту историю.
– Первое, что появилось на листе сценария – слово «привет», – с улыбкой вспоминает Ярослава. – С него все и начиналось...
Иммерсивные спектакли не предполагают большого количества зрителей. Хотелось сделать группы маленькими, чтобы не помешать напряженной обстановке и откровенности повествования.
По задумке автора, спектакль должен был проходить на улице и иметь собственные постройки, между которыми разворачивались бы события. В качестве подходящей локации рассматривали территорию парка отдыха и культуры 1 мая.
– Однако ограниченный бюджет и резкий скачок цен заставили отказаться от этого плана, изменить часть концепции и подобрать другую площадку, – продолжает Ярослава. – Скоро поняли, что спектакль не будет полноценным без хореографической составляющей, и пригласили артистов театра танца «Без предела».
Интересно, что сначала герои были безымянными. Автор объясняет это тем, что так зрители не проводили бы какие-то параллели с реальностью. Чуть позже влюбленные получили свои имена – Алексей и Валерия. Когда же на роли главных героев взяли Алексея Глущенко и Валерию Коноваленко, многих поразило такое точное попадание. Было ли это просто случайностью или же счастливым знаком, решать вам. И хоть все персонажи и события вымышлены, как-то одна из зрительниц сказала, что увидела в этой истории свою жизнь.
Станислав отмечает, что команда проекта хочет привлечь к просмотру трудных подростков и ребят, которые стоят на учете в реабилитационном центре.
– Спектакль получился очень жизненным, поэтому может многому научить нынешнюю молодежь, открыть ей глаза и заставить задуматься о том, к чему приводит пагубная зависимость, – убежден он.
Постановку в рамках Президентского гранта можно посетить бесплатно, запись на него идет по телефону (8-961-408-73-29 или 8-928-156-66-82). Перед началом сезона команда «Метанойи» начала развешивать афиши, распространять информацию во «ВКонтакте». Принцип сарафанного радио вызвал среди ростовчан ажиотаж. Теперь люди стоят в очереди, некоторые повторно приходят со своими близкими. Весь июль уже расписан по дням. А в будущем команда обещает поведать зрителям еще не одну захватывающую историю.
Каждый раз проживая эмоции
Исполнители главных ролей Алексей Глущенко и Валерия Коноваленко рассказывают, что им, профессиональным танцорам, сначала играть было непросто. Возникало стеснение, эхом отдавались все переживания, показанные на сцене.– Но за счет этого «проживания» с каждым разом представление получается более искренним и эмоциональным, – делятся Валерия и Алексей. – Теперь после очередного показа происходит выдох, и мы уже готовы двигаться дальше.
Появление других артистов на площадке происходит ярко и внезапно. Их выступление становится отличным дополнением к развивающимся действиям «Метанойи». У участников приглашенного коллектива театра танца «Без предела» Марии Рустанович, Анны Ткачёвой, Екатерины Богдасаровой и Александры Чебатуркиной с самого начала были интерес и желание поскорее влиться в атмосферу спектакля.
– Этот проект развивает нас не только как танцоров, но и как личности, – уверены они.
Шанс начать все заново
Каждый зритель по-своему видит заключительную сцену спектакля. Одни говорят о гибели влюбленных, другие верят в хеппи-энд. Как бы то ни было, «Метанойя» вызывает очень сильные эмоции и показывает, что счастье окружает нас в каждом глотке воздуха и улыбке дорогого человека. И это надо ценить... сегодня... сейчас, схватив обеими руками и прижав к себе.Единственное, что нельзя никак изменить, зачеркнуть или забыть, как страшный сон – это смерть. Увядшие мечты, не сказанные вовремя слова, сожаления. Но пока жив человек, и в душе его теплится искорка надежды, есть шанс вернуться. Недаром главный герой говорит возлюбленной, что ему нужны всего лишь чистая тетрадь и вечность с ней, чтобы начать все заново.