Дата публикации:
22 сен 2022 г.
Здесь открылась выставка к 130-летию Марины Цветаевой
2056
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
– Такую выставку были бы рады показать у себя и цветаевские музеи, – говорили представители этих музеев на ее открытии в Ростове.
Идея отметить на Дону юбилей Марины Цветаевой большим выставочным проектом возникла не случайно. Побывать на донской земле Цветаевой не довелось, но сюда рвалась ее душа.
На Дону, в Добровольческой армии, воевал ее муж Сергей Эфрон. Из Ростова зимой 1918-го, вслед за генералом Корниловым, он отправился в Ледяной поход.
Цветаева в те дни работала над будущей книгой стихов «Лебединый стан». Станом белых лебедей представлялась ей белая гвардия. Одну из глав она назвала «Дон».
Не раз на поэтических вечерах в большевистской Москве Марина читала стихи из «Лебединого стана». Ей аплодировали. Судьба ее хранила.
Идею выставки «Марина Цветаева. Правда поэта» поддержало федеральное министерство культуры. И – небывалый случай: 12 музеев стали ее участниками. Это самое большое объединение за всю историю цветаевских выставок.
Так в ростовский «Шолохов-центр» прибыли реликвии, которые отпускаются в путешествия крайне редко.
Это прежде всего написанное Мариной Цветаевой собственноручно – твердым бисерным почерком (к примеру, рукописный стихотворный альбом), личные вещи: ее и членов ее семьи.
Вообще 2022-й – год трех цветаевских юбилеев: 130 лет Марине Цветаевой, 175 – ее отцу Ивану Цветаеву, видному деятелю российской культуры, 110 – дочери Ариадне Эфрон, сначала – ее музе, спустя годы – главной хранительнице ее творческого наследия.
Выставка «Марина Цветаева. Правда поэта» начинается с раздела о детстве Марины Ивановны. С макета увековеченного ее стихами, давно исчезнувшего с карты Москвы дома Цветаевых в Трехпрудном переулке. Этот дом, по ее ощущению, был похож на большой дом Ростовых из «Войны и мира».
«Уголок отца» – Ивана Владимировича Цветаева – оформлен с помощью созданного им Музея изящных искусств – теперь Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Его нередко называют московским Эрмитажем.
Возвращаясь из зарубежных поездок, Иван Владимирович говорил, распаковывая приобретения: «Это – Мусе» (домашнее имя Марины), «Это – Асе» (Анастасии – младшей сестре Марины), «Это – музею».
Маленькая Марина думала, что «Музей» – это ее брат, с которым она пока не знакома…
Куратор выставки, сотрудник Московского Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Федоренко, ее концепцию определяет так: «Мы старались показать следы материального мира, которые становились жизненным контекстом Цветаевой, питательной средой ее стихов».
Одна из главных реликвий – строгий, черный покатый письменный стол – ее станок, «престол, простор». Один из самых верных друзей.
На выставке множество фотографических портретов Марины Цветаевой разных лет и один – большой, рисованный (карандашный). Его автор – Анастасия Ивановна Цветаева. Дата создания приблизительна: в промежуток между 1938 и 1947 годами. Это время, когда осужденная по 58-й (антисоветской) статье Анастасия Цветаева отбывала срок в лагере.
На склоне своей большой жизни (Анастасия Ивановна прожила без малого 99 лет) она написала очерки, объединенные в цикл «О чудесах и чудесном». Есть в них и чудо с портретом Марины.
Анастасия Ивановна пишет, что о гибели сестры узнала только через два года – в 1943-м. Захотелось превратить Маринины фотокарточки в большие портреты.
Увеличивали изображения тогда так. Фотокарточки разлиновывали на крошечные квадратики. Такую же «сетку», только большую, вычерчивали на листе бумаги. И дальше воспроизводили по клеточкам линии – черты лица и тени.
В распоряжении Анастасии Ивановны в тот момент было не лучшее цветаевское фото: «неудачное по выражению лица: будничное, никакое».
Она начала автоматически воспроизводить линии, и вдруг на бумаге глаза Марины заиграли живым взглядом!
У витрины, за которой – браслет Цветаевой с бирюзовыми и малахитовыми вставками, могут вспомниться и стихи молодой Марины («Браслет из бирюзы старинной – на стебельке// На этой узкой, этой длинной – моей руке»), и еще одна чудесная история.
Когда-то Марина Цветаева подарила приятельнице – жене писателя Эренбурга – серебряный браслет. В день гибели Цветаевой браслет раскололся, словно от удара молнии.
Анастасия Цветаева воспринимала такие чудесины как тайные знаки. Видела в них подтверждение того, что существует еще и мир незримый, в который дано заглядывать поэтам. С этим миром у них особые отношения.
Ростовский «Шолохов-центр» останется цветаевским до 20 ноября.
Идея отметить на Дону юбилей Марины Цветаевой большим выставочным проектом возникла не случайно. Побывать на донской земле Цветаевой не довелось, но сюда рвалась ее душа.
На Дону, в Добровольческой армии, воевал ее муж Сергей Эфрон. Из Ростова зимой 1918-го, вслед за генералом Корниловым, он отправился в Ледяной поход.
Цветаева в те дни работала над будущей книгой стихов «Лебединый стан». Станом белых лебедей представлялась ей белая гвардия. Одну из глав она назвала «Дон».
Не раз на поэтических вечерах в большевистской Москве Марина читала стихи из «Лебединого стана». Ей аплодировали. Судьба ее хранила.
Идею выставки «Марина Цветаева. Правда поэта» поддержало федеральное министерство культуры. И – небывалый случай: 12 музеев стали ее участниками. Это самое большое объединение за всю историю цветаевских выставок.
Так в ростовский «Шолохов-центр» прибыли реликвии, которые отпускаются в путешествия крайне редко.
Это прежде всего написанное Мариной Цветаевой собственноручно – твердым бисерным почерком (к примеру, рукописный стихотворный альбом), личные вещи: ее и членов ее семьи.
Вообще 2022-й – год трех цветаевских юбилеев: 130 лет Марине Цветаевой, 175 – ее отцу Ивану Цветаеву, видному деятелю российской культуры, 110 – дочери Ариадне Эфрон, сначала – ее музе, спустя годы – главной хранительнице ее творческого наследия.
Выставка «Марина Цветаева. Правда поэта» начинается с раздела о детстве Марины Ивановны. С макета увековеченного ее стихами, давно исчезнувшего с карты Москвы дома Цветаевых в Трехпрудном переулке. Этот дом, по ее ощущению, был похож на большой дом Ростовых из «Войны и мира».
«Уголок отца» – Ивана Владимировича Цветаева – оформлен с помощью созданного им Музея изящных искусств – теперь Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Его нередко называют московским Эрмитажем.
Возвращаясь из зарубежных поездок, Иван Владимирович говорил, распаковывая приобретения: «Это – Мусе» (домашнее имя Марины), «Это – Асе» (Анастасии – младшей сестре Марины), «Это – музею».
Маленькая Марина думала, что «Музей» – это ее брат, с которым она пока не знакома…
Куратор выставки, сотрудник Московского Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Федоренко, ее концепцию определяет так: «Мы старались показать следы материального мира, которые становились жизненным контекстом Цветаевой, питательной средой ее стихов».
Одна из главных реликвий – строгий, черный покатый письменный стол – ее станок, «престол, простор». Один из самых верных друзей.
На выставке множество фотографических портретов Марины Цветаевой разных лет и один – большой, рисованный (карандашный). Его автор – Анастасия Ивановна Цветаева. Дата создания приблизительна: в промежуток между 1938 и 1947 годами. Это время, когда осужденная по 58-й (антисоветской) статье Анастасия Цветаева отбывала срок в лагере.
На склоне своей большой жизни (Анастасия Ивановна прожила без малого 99 лет) она написала очерки, объединенные в цикл «О чудесах и чудесном». Есть в них и чудо с портретом Марины.
Анастасия Ивановна пишет, что о гибели сестры узнала только через два года – в 1943-м. Захотелось превратить Маринины фотокарточки в большие портреты.
Увеличивали изображения тогда так. Фотокарточки разлиновывали на крошечные квадратики. Такую же «сетку», только большую, вычерчивали на листе бумаги. И дальше воспроизводили по клеточкам линии – черты лица и тени.
В распоряжении Анастасии Ивановны в тот момент было не лучшее цветаевское фото: «неудачное по выражению лица: будничное, никакое».
Она начала автоматически воспроизводить линии, и вдруг на бумаге глаза Марины заиграли живым взглядом!
У витрины, за которой – браслет Цветаевой с бирюзовыми и малахитовыми вставками, могут вспомниться и стихи молодой Марины («Браслет из бирюзы старинной – на стебельке// На этой узкой, этой длинной – моей руке»), и еще одна чудесная история.
Когда-то Марина Цветаева подарила приятельнице – жене писателя Эренбурга – серебряный браслет. В день гибели Цветаевой браслет раскололся, словно от удара молнии.
Анастасия Цветаева воспринимала такие чудесины как тайные знаки. Видела в них подтверждение того, что существует еще и мир незримый, в который дано заглядывать поэтам. С этим миром у них особые отношения.
Ростовский «Шолохов-центр» останется цветаевским до 20 ноября.