Таганрогский камерный театр – ТаКТ – сыграл спектакль по пьесе Николая Коляды «Старая зайчиха». В режиссуре Нонны Малыгиной он называется «Зайка моя»
Пьеса не из новых: написана в 2006 году в дар театру «Современник», и играли в нем звезды отечественного театра и кино Нина Дорошина и Валентин Гафт. Шел спектакль по этой пьесе и в Шахтинском драмтеатре. А широким массам ростовских зрителей она вряд ли известна, поэтому стоит коротко изложить ее сюжет.
В забытый Богом северный закуток по приглашению местного ДК приезжает из столицы актриса Татьяна сыграть негритянскую певицу. Вскоре выясняется, что это типичная замануха: бывший муж Михаил, не забывший ее за 15 лет разлуки и год копивший деньги на этот безумный цирк, зазвал Татьяну на якобы гастроли от имени директора ДК. Теперь, когда все открылось, пара ревизует свою жизнь нервозно, со взаимными обвинениями, то пригвождая, то прощая…
Пьеса не из выдающихся, на эту тему есть великие образцы в мировой драматургии. Но многим в зрительном зале такая ситуация знакома, да и непритязательные шуточки нравятся публике. Вот Михаил, преодолевая неловкость встречи, «острит»:
«Ах, рюмочка Христова! Откуда? Из Ростова!
Паспорт есть? Нема. Вот тебе тюрьма!»
Михаил в исполнении Константина Илюхина ерничает, а на душе его явно кошки скребут, но Татьяна – Людмила Илюхина – его игривого тона не поддерживает. Когда-то он изменил ей, и она не простила. До сих пор. Но жизнь обоих пошла наперекосяк, независимо от их расставания. Он у черта на куличках заведует «светиком» и «звучком» в ДК, а она хоть и перебралась в столицу, но кормится корпоративами и чёсами по необъятной нашей родине. И он один на свете, и она… почти: с кошками и черным жуком, который приполз к ней, и теперь она его держит в коробке и кормит.
Так о чем все-таки спектакль? Он вовсе не ограничился лирическим сожалением о встрече двух одиночеств. Из пьесы вытащена вовсе не мелкая мысль: оба героя виноваты не только друг перед другом, а прежде всего – перед самим собой. Ведь каждый человек рождается с каким-то даром, и обязанность его – распорядиться им по-умному. Профукали эти двое свою жизнь совершенно безответственно, и одно греющее душу воспоминание осталось у них – как играли в «Зайке-Зазнайке» папу Зайца и маму Зайчиху. Да и оно подпорчено конфликтом: кто там сыграл гениальней – мнения, естественно, не совпадают. Нет, не лирическую комедию играют артисты (хотя так обозначен жанр спектакля), а трагифарс. Натянув шапки с заячьими ушами, артисты Татьяна и Михаил стремятся хоть на мгновение вернуть давнее ощущение молодого счастья и надежд. Жизнь обращена в прошлое, а впрочем, кто знает, что впереди… Финал открытый.
Людмила Фрейдлин