Вот и завершилась в Ростове «Русская комедия», и, хотя шла она почти встык с областным фестивалем «Театральная площадь», залы были полны на обеих площадках театра им. М. Горького. Главное впечатление: классическая комедия по-прежнему правит бал. Гоголь, Достоевский, Островский – главные имена в афише.
Лишь две современных пьесы из 15 названий, а если быть еще дотошнее, то надо отметить, что пьесе В. Гуркина «Любовь и голуби» – без малого 40 лет. Лишь «Сережа очень тупой» Д. Данилова – свежее сочинение, впрочем, имеющее уже довольно богатую сценическую историю.
С него-то и начнем. Спектакль по этой абсурдистской пьесе показал Псковский театр им. А.С. Пушкина. И вовсе он не в традициях Ионеско – Беккета, а наш родной российский абсурд, идущий от стилистики обэриутов. Тут зрителям надо принять правила игры: демографическая комедия, как обозначил ее режиссер Д. Месхиев, насмешничает над супружеской парой, которая к 30 годам притерлась к своему необременительному образу жизни. Синхронно встают, чистят зубы, наливают кофе, раскрывают ноутбуки, к вечеру ложатся спать, с утра все начинают по новой. Детей нет и не надо. Странная тройка визитеров приносит посылку, о содержимом которой догадывайтесь сами. В ней что-то шевелится. Может, и дитя. Жена тупого Сережи предлагает посылку выбросить, что он и делает: демографическую проблему пусть другие решают.
Оказывается, сегодня особенным спросом пользуются простодушные истории. Именно этим качеством отмечены спектакли «Любовь и голуби» Оренбургского театра имени М. Горького (режиссер Р. Исрафилов) и «Мачеха Саманишвили» Пермского театра «У моста» (режиссер Сергей Федотов). «Душа хочет волшебного», – как говорил забавный король из одного сказочного фильма, а главным волшебством становится победа любви, которая одерживает верх над корыстью и эгоизмом, просто над заблуждениями. Человек способен победить их в самом себе. Об этом – оба спектакля. А «Мачеху Саманишвили», между прочим, классик грузинской литературы Д. Клдиашвили написал еще в конце XIX века, в 1947-м рассказ перевели на русский язык, и уже больше 40 лет играется на русской сцене не трагикомическая история, а музыкальная комедия В. Константинова и Б. Рацера, созданная по мотивам рассказа. И нынче мы увидели гармоничный во всех художественных параметрах спектакль: в сценографии, режиссуре, музыке, пластике, актерских работах.
Жюри фестиваля и артисты Ростовского драматического театра им. М. Горького на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля «Русская комедия».
Второе впечатление: во всех театрах есть замечательные артисты, но порой кажется, что не режиссер придумал им сценический рисунок, а они сами, желая посмешить публику, начинают играть в стиле площадного Петрушки. В «Лесе»
А.Н. Островского (театр «Сфера», Москва, режиссер С.Виноградов) Несчастливцев, оказывается, скверный актер, рвущий страсти в клочья не только перед обществом в тетушкиной усадьбе (что можно было бы понять), но и перед бедной девушкой, и перед Аркашкой. На мой вкус, в «Женитьбе Белугина» Омского театра «Галерка» (пьеса А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева) актриса в роли плаксивой Нины Александровны тоже переусердствовала в средствах выразительности. Не думаю, что комического эффекта следует добиваться оглуплением персонажа. Удивительно, что такой мастер, как режиссер В. Витько, скомкал финал, а сценографический образ спектакля не создан вообще.
Вопросы вызвала фантазия на тему гоголевских «Мертвых душ» Астраханского тюза (инсценировка и постановка А.Радочинского). Понятно, что в час сценического времени невозможно вместить поэму целиком, но выбор сюжета с Коробочкой никак не оправдан. Ей поручены и главные слова о птице-тройке (?!). Персонажи, обозначенные как селифаны, зрители, крестьяне и кони, режиссерской мысли никак не проясняют.
Я полагаю, другой гоголевской постановке повезло больше: в «Игроках» театра имени Моссовета (Москва) «тонкость ума, развитие» мы наблюдаем с подлинным интересом, и фантасмагория с персонифицированной Аделаидой Ивановной становится страшной реальностью, которая вовсе не канула в прошлое (режиссер Павел Пархоменко).
Как «необычайное происшествие, до сих пор еще нигде не описанное», сыграно театром «Самарская площадь» (инсценировка и режиссура А.Кладько), представляется мне торжеством художественного вкуса. Хлесткая театральная игра подчинена чувству меры, и гротескное зрелище «Чужой жены и мужа под кроватью»
Ф. Достоевского смягчается снисходительностью по отношению к человеческим слабостям.
Хозяева же фестиваля – наш театр им. М. Горького, заработавший достойное реноме спектаклем по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы» – еще раз доказали право и впредь оставаться местом проведения «Русской комедии». Возможно, главный режиссер театра Г. Шапошников уже наметил спектакль для 8-го фестиваля.