Дата публикации:
29 окт 2022 г.
На этот осенний месяц пришелся не только грандиозный политический переворот, но и революция, открывшая новую эру в кино
1164
Первую фразу в кино произнес Яша РАБИНОВИЧ, который выступал на сцене загримированным под африканца.
Первое слово сказал Рабинович
Нынешний октябрь для мирового кино юбилейный. Исполнилось 95 лет с того момента, как Великий немой заговорил.Это произошло во время демонстрации фильма «Певец джаза», который выпустила голливудская кинокомпания «Уорнер бразерс» (Warner Brothers).
«Певец джаза» – мелодраматическая история о том, как сын потомственного кантора Рабиновича стремится идти по жизни своим путем, а не тем, какой обозначил для него отец. Папа Рабинович хочет, чтобы и сын стал кантором, пел религиозные гимны в синагоге. А сын мечтает о джазе.
Ради исполнения этой мечты сын уходит из дома, а отец в ответ на это заявляет, что сына у него больше нет.
Все это зрители узнают благодаря традиционным для немого кино титрам. И вдруг сын, ставший джазовым певцом, смотрит с экрана в зал и говорит, как бы обращаясь к зрителям:
– Подождите, подождите! Вы еще ничего не слышали!
И – поет.
Эффект оглушительный
Ленты с короткими музыкальными эпизодами, гулом толпы и другими звуками кинозрителям к тому времени слышать уже доводилось. Но четко сказанная с экрана фраза в художественной ленте прозвучала впервые.Фильм «Певец джаза» произвел революцию в кинематографе.
Вообще эксперименты с синхронизацией звукозаписи и движений в кадре изобретатели разных стран проводили еще с конца ХIX века. Однако считается, что эра звукового кино началась в октябре 1927 года, с «Певца джаза».
Этот фильм стал «первой в истории полнометражной лентой с синхронизированной записью музыкальной партитуры, синхронизированным пением и озвучиванием некоторых реплик».
Реплика Джейка Робина (так переделал свое имя сын кантора Рабиновича, став джазовым певцом) по сей день входит в сотню крылатых голливудских фраз, которые вошли в реальную жизнь зрителей. Ну таких, как «Что ж, у каждого свои недостатки» («В джазе только девушки») или «Элементарно, мой дорогой Ватсон» («Приключения Шерлока Холмса», вышедшие на экран в 1939 году).
Интересно, что первая в мире крылатая кинофраза прилетела на съемочную площадку с эстрады. Ведь исполнителем главной роли в «Певце джаза» был эстрадный артист Эл Джолсон. (Он же Аса Йоэлсон, появившийся на свет в Российской империи и переехавший с семьей в Америку задолго до октября 1917 года.)
Эл Джолсон в свое время был очень знаменит. Есть мнение, что это он повлиял на исполнительскую манеру нашего Леонида Утесова.
У Джолсона-певца была коронная фраза: «Вы еще даже ничего не слышали». Ее он и вложил в уста своему Джейку Робину.
Не исключено, что в нынешней Америке Эла Джолсона попытаются запретить или отменить. Ведь он пел джаз загримированным под африканца. Сегодня такой блэкфейс белого человека расценивается там как вопиющая неполиткорректность.
Контрреволюционеры против звука
Как известно, первым советским звуковым художественным фильмом была «Путевка в жизнь» Николая Экка. Этот фильм вышел на экраны в 1931 году. Запись и синхронизацию звука сделали по системе советского инженера Павла Тагера.А вот первый советский звуковой кинотеатр открылся в Ленинграде еще в октябре 1929 года. В его репертуаре были ленты документальные, неигровые с музыкальными номерами, выступления известных людей. К примеру, народного комиссара просвещения Луначарского.
Зрители приходили и с удовольствием слушали. Нередко – по нескольку раз.
Событием в отечественном кино стало создание в 1930 году первых полнометражных документальных звуковых фильмов «План великих работ» и «Симфония Донбасса».
«Симфония Донбасса» – это о трудовом энтузиазме на заводах и шахтах региона. Режиссер и сценарист – будущий классик документального кино Дзига Вертов, автор музыки к фильму – будущий музыкальный классик Дмитрий Шостакович. Смотрели эту «Симфонию» как бестселлер.
Фильм «Певец джаза» номинировался на только что учрежденную тогда кинопремию «Оскар». Ни в одной из номинаций не победил, но получил специальный приз «за создание первой звуковой картины, совершившей революцию в отрасли».
Первый советский звуковой фильм стал сенсацией Первого Венецианского фестиваля.
«Путевку в жизнь» Советский Союз отправил на проходивший впервые, ныне знаменитый, Венецианский кинофестиваль.
Советская оптимистическая драма о перевоспитании беспризорников получила приз «За лучшую режиссерскую работу». Ее купили 26 стран, а показывали в ста семи.
У звуковой революции в кино была своя контрреволюция. «Сражения» велись на полях газет и журналов. Бывало, что и на экране.
Великий комик и комедиограф Чарли Чаплин снял пародию на первые звуковые ленты, посмеявшись над качеством звука, которое действительно поначалу было невысоким.
Будущие киноклассики – Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и Сергей Эйзенштейн – стращали просвещенную публику тем, что звук на экране опошлит кино как искусство, не позволит режиссерам экспериментировать с монтажом кадров.
Прогресс в кинопроизводстве не остановить. Пришлось «контрреволюционерам» смириться с неизбежным и приняться за создание звуковых картин. Многие из них стали шедеврами.