25 октября на площадке библиотеки Ростовского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ состоялся предпремьерный показ спектакля «Республика» по пьесе Сергея Давыдова. Это – самостоятельная режиссерская работа Вячеслава Огира.
Вячеслав Огир – яркий артист Ростовского академического театра драмы имени М. Горького, его актерские работы любимы публикой. Но вот уже несколько лет он пробует себя и как режиссер. Мне удалось увидеть несколько его работ – «Собаки» К. Сергиенко, А. и Л. Чутко, «Оскар и Розовая Дама» Э.-Э. Шмитта. Интересная режиссура, нестандартные решения, захватывающее действие, энергетика, идущая в зрительный зал.
Спектакль «Республика» захватил меня сразу. В нем занят Степан Лябипов (Данил), артист Ростовского академического театра драмы имени М. Горького. А также те, кто еще учится актерскому мастерству – Екатерина Кокина (Ольга) и Мария Лебедева (Ярослава).
Перед началом спектакля зрители направляются в небольшую комнатку с проекционным экраном. Вдоль стен стоят оконные рамы – и новенькие, и старые. Как будто окна в мир. Звучит восточная музыка. На экране – фотокадры мирной жизни одной из цветущих среднеазиатских республик. Фрукты, горы, фонтаны, школы и детские сады, пляжи… Славянские и восточные лица – беззаботные, улыбающиеся, счастливые. И вдруг эти мирные кадры начинают чередоваться с тревожными – митинги, забастовки, демонстрации, танки… Гражданская война!
Затем всех приглашают в зрительный зал. Это одна из комнат библиотеки, которая разделена на две зоны: зрительскую – с 20 стульями, стоящими вплотную друг к другу, и сценическую площадку. Она расположена на расстоянии вытянутой руки от зрителей, и на ней, как гора, высится книжный стеллаж, на полках которого стоят книги. Перед спектаклем режиссер объявляет зрителям, что эти книги были выброшены на свалку и после спектакля, если кому-то глянется автор или название, можно будет взять книгу себе.
И действие начинается. Даже не собственно действие, а монологи трех персонажей. Страшные монологи – об исходе русских из Таджикистана в 1990–1993 годах. Но эти монологи так организованы режиссером, что они составляют единый поток жизни.
Вот Ярослава, которая снег увидела впервые только в России. А снег, вот он, уже на сцене. По снежным хлопьям ходят участники спектакля. Ярослава зачерпывает эти хлопья, обсыпает себя ими. Это образ России.
Вот Ольга, с ее разрушенной квартирой в Душанбе и непростой жизнью в Тольятти. Актеры трясут книжные полки, книги падают… Как будто рушится привычная, мирная жизнь героев спектакля.
А вот Данил, он никак не может получить российское гражданство. И его в финале убивают. Данил падает на смертное ложе из полок и книг, а Ярослава с Ольгой засыпают его снежными хлопьями. Поднявшийся неожиданно ветер сдувает эти хлопья. А пустые книжные полки уже видятся кладбищем.
У «Республики» есть подзаголовок – «история, которой не было». Не было или не хотели замечать, разобраться, понять? Но они были, эти три частных эпизода из жизни жертв исторической мясорубки, вплетенные в историю нашей страны. И режиссер Вячеслав Огир напоминает нам об этом. Ведь все это было, было!
Поддержка Союза театральных деятелей РФ помогла воплотить задуманное в своевременную и интересную творческую работу.