Дата публикации:
20 ноя 2022 г.
В столетней истории российского джаза (нынешний 2022 год – юбилейный) Ростов занимает особое место. Не главное, конечно, но где-то близко к этому
2575
На групповой фотографии слева – направо: джаз-фэны из Ростова А. ЛЫМАРЕВ и Г. ОГАНЕСЯН, Дюк ЭЛЛИНГТОН, председатель Воронежского джаз-клуба Ю. ВЕРМЕНИЧ, председатель Донецкого джаз-клуба В. ДУБИЛЬЕР и неизвестный. Сделал фотографию В. Шанин – фотограф из Воронежа.
Собственно, и начинался-то джаз в Советской России с нашего земляка, уроженца Таганрога Валентина Парнаха. Именно Парнах первым написал по-русски слово «джаз». И привез из-за границы полную экипировку для джаз-банда – банджо, саксофон, целую ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты. В Москве он создал «первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первый концерт этого ансамбля прошел в Москве 1 октября 1922 года. Теперь этот день считается днем рождения российского джаза.
Джаз – это про нас
В Ростове первый джазовый оркестр в конце 20-х организовал пианист Владимир Левин. Со временем там появился даже саксофон, хотя в России на тот момент таких инструментов просто не было. Но в Ростове был «Ростсельмаш», и на его строительство по контракту приехал инженер американец Пол Стефор. У него были даже печатные ноты для джаза. Играть, к сожалению, музыкант-любитель почти не умел…Правда, после подготовки первой же программы оркестр разогнали – партийная комиссия, которая пришла ее слушать, признала исполняемую музыку чуждой, а оркестр в таком составе – не имеющим право на существование (в состав комиссии входил всего один музыкант, но кто бы его слушал!)…
Джаз в Ростове оказался живучим. До войны во всех парках и кинотеатрах играли оркестры. Их музыка не имела строгих жанровых границ. Постепенно их участники осваивали новую манеру исполнения, чтобы добиться яркого звучания. В общем, почти как в Новом Орлеане, где в далекие времена джаз взял свое начало от негритянских духовых оркестров.
Волею судьбы в Ростове сконцентрировалась масса талантливых людей, всей душой воспринявших новое направление в музыке, начавших исполнять композиции и импровизации, которые привлекали все больше и больше поклонников.
После войны джаз стал обретать все большую популярность, вошел в жизнь Ростова навсегда, причем пронизывал эту жизнь даже на каком-то бытовом уровне. В кинотеатре «Россия» в фойе играл оркестр, составу которого мог бы позавидовать любой именитый коллектив.
В оркестре Ростовского цирка был уникальный барабанщик – на любой сцене в концерте самого высокого уровня он бы сорвал аплодисменты.
В ресторане гостиницы «Южная» для посетителей играли первая в СССР джазовая пианистка Татьяна Тумбулова и без преувеличения великий саксофонист Эдик Бахман. Многие специально приходили в ресторан, чтобы их послушать. Было много студентов, и их копеечные заказы, конечно, выручки ресторану не давали. Но его директор Михаил Бобовников был преданным поклонником джазовой музыки.
Наконец, в Ростове жил Игорь Сигов – первый джазовый просветитель в СССР. Он стал первопроходцем джазового самиздата. С его легкой руки началось распространение переводной литературы о джазе. Тираж печатали на пишущей машинке подпольно, распространяли только среди надежных людей. В конце 1964 года он объединил исследователей и популяризаторов джаза из Воронежа, Ростова, Рязани и других городов, создав «ГИД» – «Группу по исследованию джаза в СССР». Именно Сигов организовал встречу солистов оркестра Олега Лундстрема с ростовскими музыкантами. Эта встреча положила начало ростовскому джаз-клубу.
А в 1967 году ростовская делегация отправилась на Международный фестиваль «Таллин-67». Более трех тысяч гостей, участников фестиваля, музыкантов со всех уголков страны… Среди участников были музыканты из Швеции, Финляндии, Польши, США… Программа не ограничивалась концертами – были форумы музыкантов и критиков, выставки, тематические встречи молодежных джаз-клубов. Здесь завязывались дружеские связи, знакомства, закладывалась основа общения на будущее. И даже на фоне выступлений многих блестящих музыкантов ростовчане все-таки выделялись, их заметили и отметили.
Ростовская школа джаза получила очень большую известность, ростовские джазмены пользовались заслуженной популярностью, блистали на фестивалях, и южный город на Дону стали все чаще называть столицей джаза…
США – Ростов-на-Дону
В 70-е годы что-то сдвинулось в высоких сферах дипломатических отношений между нашей страной и США, и в период 1971–1976 годов по договоренности госдепартамента США с руководством СССР в Россию привезли с концертами несколько джазовых коллективов Америки. С нашей стороны их принимал Госконцерт. И вот просочилась информация: в Ростов приедет джаз-оркестр Дюка Эллингтона!По нынешним меркам это все равно что визит инопланетян в обыкновенный российский город. Первая реакция – не может быть! Потом – осторожное: а вдруг? И в конечном итоге подтверждается: все – правда, едут!
В рамки гастрольной поездки по городам Советского Союза Великого Дюка включен и Ростов-на-Дону! Концерт будет во Дворце спорта…
По тем временам приезд американцев, да еще и джазменов – событие невиданное. Среди поклонников джаза новость распространилась быстрее, чем в наши времена с помощью соцсетей. И в Ростов двинулись толпы музыкантов и любителей джаза из Воронежа, Куйбышева, Донецка, Львова, Тбилиси...
– Весь город жил в ожидании: американцы на Дону! Началось паломничество. Я не утрирую, только я принял и разместил в общежитиях, гостиницах около 120 человек, – вспоминает основатель и первый президент Ростовского джаз-клуба Рафаиль ТУИШЕВ. – Мой самый дальний гость приехал аж из Хабаровска – контрабасист Олег Кичигин, с которым мы познакомились на Таллинском фестивале джаза.
Во Дворце спорта прошли три концерта джаз-оркестра под управлением композитора, аранжировщика и банд-лидера Дюка Эллингтона. Внимание силовых структур к ним было суперповышенное: вокруг Дворца стояло тройное окружение, милиция была в подъездах ближайших домов, в машинах…
Толпа на подходах была страшная, сквозь нее продирались счастливцы с билетами. В зал не давали проносить пластинки и программки для автографов. Плечистые ребята бдительно следили за тем, чтобы никто не вставал и не подходил к сцене, не фотографировал, не подносил музыкантам цветы…
– Каким-то чудом мне удалось провести в зал Татьяну Тумбулову, и она с букетом цветов была посажена на приставной стул в первом ряду. Когда тенор-саксофонист Пол Гонсалвес, не очень твердо передвигаясь по сцене, заиграл тему «Очи черные», Татьяна отделила от букета несколько цветов, подошла к сцене и вручила ему. Через некоторое время часть букета Тумбулова подарила тенору-саксофонисту Харольду Эшби. Букет худел на глазах, – рассказывает Рафаиль Туишев. – Зазвучала тема «Посвящение Дюку», и Татьяна остаток букета вручила Эллингтону вместе с листком из нотной тетради, на котором она написала сочиненную ею тему «Посвящение Дюку Эллингтону». Тот с улыбкой поцеловал ей руку, а когда Татьяна вернулась на место, поднял оркестр для поклона.
История одной фотографии
Дюк Эллингтон жил по специфическому графику. Днем – сон, вечером и ночью – работа. Не изменил он графика и во время поездки в СССР. Практически общался с людьми он только на концертах. Тем более удивительна история появления фотографии, сделанной в Ростове. На ней запечатлен Дюк со своими поклонниками из России.Во время гастролей Эллингтон остановился в гостинице «Ростов», в номере на четвертом этаже. Вспоминает поклонник джаза Г. Оганесян: «У меня дома раздался телефонный звонок Юрия Верменича. Это – известный переводчик книг о джазе из Воронежа, он, как и многие любители джаза из разных городов, приехал на концерт. И вот Юрий приглашает меня подойти к 16 часам к определенному номеру в гостиницу. Подхожу, вижу знакомых джаз-фэнов – А. Лымарева из Львова, В. Дубильера из Донецка, самого Верменича, еще каких-то ребят. Все они были переписаны еще до моего прихода «товарищами» из органов – один из них находился невдалеке. Оказалось, что у Верменича была договоренность о совместной фотографии с Дюком Эллингтоном.
В этот день оркестр отдыхал, а Дюка должны были повести на выступление Киевского балета на льду. Стоим под дверью и ждем. Часа в четыре появился официант с большим подносом и начал стучать в дверь. Не открывают. Официант ставит поднос на подоконник и начинает тарабанить в дверь каблуком. Через несколько минут дверь отворилась и появился взлохмаченный Дюк, только что проснувшийся. Юрий Верменич просочился в номер вместе с официантом и еще раз напомнил об обещанном фото.
Прошло еще около часа. Появился уже причесанный Дюк со свитой и сразу пошел к лифту. Он начисто забыл про фотографию! Верменич догнал его, напомнил о просьбе. Тогда Дюк подошел к нам, пожал всем руки. Фотограф из Воронежа В. Шанин сделал несколько снимков…»
После возвращения в США в программе «Час джаза» в ответ на вопрос ведущего о Ростове-на-Дону Дюк Эллингтон воскликнул: «Это как наш Чикаго! Там есть очень интересный музыкант – пианистка…»