Дата публикации:
25 ноя 2022 г.
В малом зале Ростовского академического театра драмы имени М. Горького состоялся премьерный показ балета «Молчание сирен». Это самостоятельная творческая работа Виты Мулюкиной.
989
Вита Мулюкина – балерина Ростовского государственного музыкального театра, лауреат международных конкурсов. Она полюбилась зрителям в партиях Китри и Жизели, Джульетты и Белоснежки… И вот проба своих сил как режиссера-хореографа.
Либретто балета написал Игорь Олейников. Он же автор художественных текстов, порой сопровождающих действие. Музыкальный материал спектакля – композиции Генриха фон Бибера, Георга Фридриха Генделя и Томазо Антонио Витали.
Пространство для танца ограничено полукруглым задником-экраном. На нем появляются видеопроекции. В спектакле органично слились и хореография, и слово, и видео. Такой вот современный балет с элементами символизма.
Перед зрителями на краю сцены стоит круглый аквариум, в нем вода и камешки. На заднике – море, на берегу юноша и девушка, взявшись за руки, смотрят вдаль. Потом медленно, осторожно на сцену выходит девушка в зелёном платье. Это Русалочка (Вита Мулюкина) из сказки Андерсена. Она как будто рождается из морской пены, из прибоя, который мы видели на экране.
И вот она уже не одна на сцене. Мы видим трех танцоров, исполняющих основные партии. Это Создатель (заслуженный артист России Константин Ушаков), Демон (Никита Повалихин) и Принц (Игорь Кочуров). Их хореографические номера эмоциональны, азартны. Создатель в черном одеянии, Демон – в красном, Принц – в белом. На протяжении спектакля характер их танца меняется, становясь все более агрессивным. Эти трое переплетаются, сливаясь в единое существо с множеством рук и ног.
Неожиданно появляется несколько танцующих пар юношей и девушек. Цвета их одежд – черные и белые, на лицах черные медицинские маски, говорящие о многом. Этими масками они изолируют себя от мира, от его красоты и жизненных потрясений. Движения людей механистичны, роботизированы.
А Русалочка продолжает танцевать – то с Создателем, то с Принцем, то с Демоном. В конце концов, в отчаянии она снимает свои балетные туфли и танцует уже босиком. Это символизирует обнаженность ее чувств. Понимаешь, что она отдает себя, свою душу людям. И, в конце концов, обесиленная, падает.
Люди же, одухотворенные ее танцем, оживают. Они снимают маски, меняется характер их движений. Люди замечают аквариум, каждый достает оттуда по камешку, разными жестами прижимает свой камешек кто к груди, кто к плечу, кто к щеке, а вода из аквариума течет по их рукам. И они возвращаются к жизни. А Русалочке, как у Андерсена, приходится вернуться в родную морскую стихию.
При чем же здесь молчание сирен? У слова «сирена» есть два значения. Во-первых, это устройство, издающее громкий звук, предупреждающий об опасности. А во-вторых, в древнегреческой мифологии сирены это существа, которые заманивали мореходов своим прекрасным пением. Одиссей залепил уши своим спутникам воском, чтобы они не услышали этого призывного пения, не покинули корабль. А себя велел приковать цепями к мачте и все-таки услышал пение сирен. Франц Кафка в своем эссе утверждает, что молчание сирен страшнее их пения. То есть нежелание видеть и слышать прекрасное, спрятавшись за масками, – это гибель духовности человечества. Именно об этой опасности и предупреждает молчание сирен. А зритель погружается в эту сложную философскую историю, наслаждаясь прекрасным танцем и ярким, насыщенным действием.
Поддержка Союза театральных деятелей РФ помогла воплотить задуманное в интересную творческую работу.
Либретто балета написал Игорь Олейников. Он же автор художественных текстов, порой сопровождающих действие. Музыкальный материал спектакля – композиции Генриха фон Бибера, Георга Фридриха Генделя и Томазо Антонио Витали.
Пространство для танца ограничено полукруглым задником-экраном. На нем появляются видеопроекции. В спектакле органично слились и хореография, и слово, и видео. Такой вот современный балет с элементами символизма.
Перед зрителями на краю сцены стоит круглый аквариум, в нем вода и камешки. На заднике – море, на берегу юноша и девушка, взявшись за руки, смотрят вдаль. Потом медленно, осторожно на сцену выходит девушка в зелёном платье. Это Русалочка (Вита Мулюкина) из сказки Андерсена. Она как будто рождается из морской пены, из прибоя, который мы видели на экране.
И вот она уже не одна на сцене. Мы видим трех танцоров, исполняющих основные партии. Это Создатель (заслуженный артист России Константин Ушаков), Демон (Никита Повалихин) и Принц (Игорь Кочуров). Их хореографические номера эмоциональны, азартны. Создатель в черном одеянии, Демон – в красном, Принц – в белом. На протяжении спектакля характер их танца меняется, становясь все более агрессивным. Эти трое переплетаются, сливаясь в единое существо с множеством рук и ног.
Неожиданно появляется несколько танцующих пар юношей и девушек. Цвета их одежд – черные и белые, на лицах черные медицинские маски, говорящие о многом. Этими масками они изолируют себя от мира, от его красоты и жизненных потрясений. Движения людей механистичны, роботизированы.
А Русалочка продолжает танцевать – то с Создателем, то с Принцем, то с Демоном. В конце концов, в отчаянии она снимает свои балетные туфли и танцует уже босиком. Это символизирует обнаженность ее чувств. Понимаешь, что она отдает себя, свою душу людям. И, в конце концов, обесиленная, падает.
Люди же, одухотворенные ее танцем, оживают. Они снимают маски, меняется характер их движений. Люди замечают аквариум, каждый достает оттуда по камешку, разными жестами прижимает свой камешек кто к груди, кто к плечу, кто к щеке, а вода из аквариума течет по их рукам. И они возвращаются к жизни. А Русалочке, как у Андерсена, приходится вернуться в родную морскую стихию.
При чем же здесь молчание сирен? У слова «сирена» есть два значения. Во-первых, это устройство, издающее громкий звук, предупреждающий об опасности. А во-вторых, в древнегреческой мифологии сирены это существа, которые заманивали мореходов своим прекрасным пением. Одиссей залепил уши своим спутникам воском, чтобы они не услышали этого призывного пения, не покинули корабль. А себя велел приковать цепями к мачте и все-таки услышал пение сирен. Франц Кафка в своем эссе утверждает, что молчание сирен страшнее их пения. То есть нежелание видеть и слышать прекрасное, спрятавшись за масками, – это гибель духовности человечества. Именно об этой опасности и предупреждает молчание сирен. А зритель погружается в эту сложную философскую историю, наслаждаясь прекрасным танцем и ярким, насыщенным действием.
Поддержка Союза театральных деятелей РФ помогла воплотить задуманное в интересную творческую работу.