Дата публикации:
10 дек 2022 г.
Экранизация книг всегда вызывала интерес у читателей и зрителей. В современном мире связь двух важнейших из искусств – кинематографа и литературы – ощущается еще сильнее.
Нередко выход фильма является толчком к прочтению книги и наоборот.
В нашей рубрике «Кино и книги» – сокращенно «КиК» – будем говорить об экранизации текстов разных лет. Присоединяйтесь!
1186
А. Борщаговский, «Три тополя на Шаболовке»
Рассказ Александра Борщаговского лег в основу любимого миллионами фильма «Три тополя на Плющихе» (1967 г.). Режиссер Татьяна Лиознова осознанно заменила Шаболовку на Плющиху. Считала, что Шаболовка, ассоциировавшаяся с местом расположения советского телецентра, будет невольно уводить мысль зрителей от сюжета.
На первый взгляд – простая житейская история о замужней деревенской женщине Нюре (Татьяна Доронина), которая приехала в Москву продавать домашнюю свинину, но неожиданно запала в душу подвозившему ее интеллигентному таксисту Саше (Олег Ефремов). Мужчина тоже затронул ее сердце.
Песня Александры Пахмутовой «Нежность», которую неподражаемо поет в машине героиня Татьяны Дорониной, – словно еще одно главное действующее лицо фильма и связующее звено между Нюрой и Сашей.
Выйдет ли к нему Нюра в обозначенное время или нет – очень волнующая сцена фильма. Кстати, снималась она недалеко от Плющихи, в квартире многоэтажки, расположенной на Ростовской набережной. Книга Александра Борщаговского позже стала издаваться под названием «Три тополя на Плющихе».
Лично я, всякий раз пересматривая эту легендарную картину, надеюсь, что Нюра, она же Анна Григорьевна, решится на шаг в новую жизнь, где есть эта самая нежность. По признанию создателей фильма, к ним приходили пачки писем от женщин, буквально требовавших переснять конец фильма так, чтобы Нюра и Саша поженились и были счастливы.
Но, даже вернувшись домой к грубоватому, практичному мужу, Нюра вряд ли сможет быть прежней и находиться будто в полудреме, потому что увидела – мир вокруг может быть иным...
В этом году фильму «Три тополя на Плющихе» исполнилось 55, но он по-прежнему в списке самых любимых и обсуждаемых зрителями. Причем единого мнения о ситуации, описанной в книге и показанной в фильме, как не было, так и нет.
«Кто восход солнца увидит, тому один грех прощается».
«Своих рук не оборвешь – счастья не будет».
«Легко только злыдни живут: у них и вовсе забот нет».
«На мужике всегда грех лежит, особливо на жадном».
Луиза Мэй Олкотт, «Маленькие женщины»
Добрый душевный роман в двух частях «Маленькие женщины» был впервые опубликован в 1868–1869 годах и сразу стал, по признанию издателя, «величайшим литературным хитом».
Произведение американской писательницы Луизы Мэй Олкотт о четырех сестрах Марч – Маргарет, Джо, Бет и Эми, живущих на северо-востоке страны во времена Гражданской войны в США, – по-прежнему любят читатели в разных странах мира.
По мотивам романа созданы пьесы, опера, мультфильмы и восемь экранизаций. Последняя, 2019 года, режиссера Греты Гервиг получила шесть номинаций на «Оскаре» и две – на «Золотом глобусе». Хотя многие остаются поклонниками версии 1933 года, взявшей статуэтку «Оскар» за сценарий. Кэтрин Хэпберн (Джо) вручили премию Венецианского кинофестиваля как лучшей актрисе.
Джо талантливо пишет, мечтает создать нечто великое и считает понятие брака навязанным обществом. Эми рисует и, наоборот, хочет красивого и богатого ухажера. Мег очень артистична, но ее привлекают материнство и спокойная семейная жизнь. Бет хорошо музицирует и стремится остаться в своем внутреннем тихом душевном мире. Но жизнь и судьба, как известно, умеют преподносить сюрпризы и вести своим путем. Во второй части романа мы видим уже повзрослевших героинь...
«Когда вы почувствуете недовольство жизнью, подумайте о том, чем вы обладаете, и будьте за это благодарны».
«Самая прекрасная женщина – та, что делает дом счастливым».
«Лучше быть счастливыми старыми девами, чем несчастными женами или нескромными девицами, бегающими в поисках мужей».
«Как было бы здорово, если бы все воздушные замки, которые мы строим в мечтах, могли бы стать настоящими, и в них можно было бы жить».