
№13–16
от 3 фев 2023 г.
Дата публикации:
27 янв 2023 г.
Этот большой прекрасно иллюстрированный современными и историческими фотографиями том (фолиант, как раньше говорили) стал первым в серии "Народы Дона". Но не потому, что армяне первые по алфавиту среди крупных диаспор Ростовской области. И даже исторический факт, что город Нор-Нахичеван был основан в 1778 году вблизи крепости Димитрия Ростовского ещё за тридцать лет до того, как сама крепость получила статус уездного города и название Ростов-на-Дону, тут, конечно, тоже не главный.
1235
Разве дело в том, кто древнее? Главное, что в армянской общине не один и не два, а много настоящих энтузиастов: это не самое популярное сегодня слово обозначает в греческом языке "воодушевление, вдохновение". Книга написана с вдохновением и выпущена как настоящее произведение современного полиграфического искусства. Это совместный труд Нахичеванской-на-Дону армянской общины, которую уже 17 лет возглавляет известный предприниматель, депутат Законодательного собрания Ростовской области Арутюн Сурмалян, и Центра арменоведения и регионоведения Южного федерального университета при финансовой поддержке правительства Ростовской области. И, конечно же, это плод совместной работы донских исследователей - арменоведов разных поколений. Ответственный редактор этой книги и всей серии "Народы Дона" – директор Института социологии и регионоведения ЮФУ Андрей Бедрик.
Самый первый том серии получился очень честным - его писали настоящие ученые, они не могли исказить историческую правду, какой бы она ни была. Путь армян из Крыма в Россию был очень трудным. В ведомости, составленной руководившим переселением Александром Суворовым, указано, что из Крыма вышло: греков – 18 407 душ, армян – 12 598, грузин – 219 и валахов – 162 души. Не все дошли до цели, многие погибли в безлюдных степях.
Тем удивительнее, как же смогла эта горстка людей в кратчайшие по историческим понятиям сроки построить город Нахичевань и пять сел - буквально в чистом поле? Пусть это звучит высокопарно, но Господь явил чудо: а иначе как назвать эту победу Духа над плотью?

Крестьяне стали получать хорошие урожаи на выделенных им не паханных никогда землях, а купцы и ремесленники, как сейчас говорится, завели своё дело. Нахичевань-на-Дону стал крупнейшим купеческим и ремесленным центром Юга России во многом благодаря "льготам и привилегиям", дарованным им императрицей Екатериной II.
В новой книге "Армяне Дона" можно прочесть, что особые привилегии донских армян отменил уже Александр I: в России начались реформы местного самоуправления. Но к этому времени община уже стала на ноги - трудолюбием своим и незыблемыми традициями уважения старших и заботы о малых. Дети переселенцев на новой родине пошли в школы, где преподавание велось на их родном языке. Так же, как и служба в храмах, выстроенных переселенцами по всем канонам Армянской апостольской церкви. Привезенные ими из Крыма на Дон хачкары пятого века нашей эры, спасенные из древней столицы армянского царства Ани, были уничтожены богоборцами уже в советское время.
На территории современного Ростова уцелел один храм на нахичеванском кладбище, а также монастырь Сурб-Хач на тогдашней окраине донской столицы, ставший в 1972 году музеем русско-армянской дружбы и филиалом областного краеведческого музея. Это перевоплощение и уберегло его от уничтожения. Спасали храм не только музейщики, но и десятки активистов-общественников, неоценимую поддержку им оказал народный художник СССР Мартирос Сарьян.

Уже в новые времена монастырь был возвращен церкви. А в 2011 году в Ростове в исторической Нахичевани-на-Дону была построена церковь Сурб-Арутюн, освященная католикосом Гарегином Вторым. Возрожденный храм в селе Большие Салы Мясниковского района также освещал каталикос всех армян.
Новый храм Армянской апостольской церкви строится сейчас в хуторе Шаумяне Егорлыкского района Ростовской области, на территории церкви уже установлено три хачкара. Хутор был основан в 1924 году беженцами из города Муш Западной Армении. Невозможно читать без сострадания страницы книги "Армяне Дона", повествующие о том, что им пришлось пережить во время геноцида. Об этом сегодня со слов своих бабушек и дедушек рассказывают уже внуки чудом спасшихся беженцев.
Села донской Армении с их храмами, музеями и другими уникальными достопримечательностями давно уже вошли в туристические маршруты приезжающих на Дон гостей из разных регионов России и зарубежья. В этом нет ничего удивительного: ну сколько в России сельских народных театров? А Чалтырский народный театр недавно отметил свое столетие - жители района (и не только завзятые театралы) очень им гордятся! В его репертуаре - в основном классическая драматургия: мировая, армянская и русская.

А ещё донские армяне на весь мир известны уникальным сортом пшеницы "чалтырка". Местные землепашцы выводили его долго: отбирали из каждого урожая лучшие семена и сеяли, чтоб снова повторить это и через год, и через два. В 1908 году на Международной выставке в Милане она была удостоена двух золотых медалей. Импортеры из Франции и Германии её особенно ценили, но во время Великой Отечественной войны семена были утрачены. И лишь в 2005 году селекционер Капрел Джинибалаян выяснил, что семена сохранились в НИИ растениеводства имени Вавилова. Сегодня донские хлеборобы снова выращивают "чалтырку". Неменьшей славой покрыли себя и чалтырские виноградари и виноделы.
В старой Нахичевани уже через 20 лет после её основания было одних только ликеро-водочных заводов аж семь. Зато сейчас в Ростовской области давно уже не осталось ни одного ликеро-водочного завода: на полках магазинов всё завозное (откуда завезли, туда и уплывает прибыль и акцизы). Увы, Нахичевань-на-Дону давно уже не город купцов, заводчиков и фабрикантов - со времен великих революционных потрясений. Бизнесмены разного профиля в постперестроечные времена, конечно, появились. Но гораздо больших успехов нахичеванцы добились в других сферах, также требующих и пытливого ума, и хорошего образования, и упорства в достижении цели. А главное – простой человеческой порядочности, которая обычно передается из поколения в поколение. В большинстве своем потомки основателей города - это интеллигенция: педагоги, ученые, врачи, музыканты.
О самых выдающихся из них рассказывает новая книга, которую можно смело назвать энциклопедией жизни одной из ветвей раскидистого древа, которую сам этот древний народ называет кратким словом «хай» - «армяне».
Самый первый том серии получился очень честным - его писали настоящие ученые, они не могли исказить историческую правду, какой бы она ни была. Путь армян из Крыма в Россию был очень трудным. В ведомости, составленной руководившим переселением Александром Суворовым, указано, что из Крыма вышло: греков – 18 407 душ, армян – 12 598, грузин – 219 и валахов – 162 души. Не все дошли до цели, многие погибли в безлюдных степях.
Тем удивительнее, как же смогла эта горстка людей в кратчайшие по историческим понятиям сроки построить город Нахичевань и пять сел - буквально в чистом поле? Пусть это звучит высокопарно, но Господь явил чудо: а иначе как назвать эту победу Духа над плотью?

Крестьяне стали получать хорошие урожаи на выделенных им не паханных никогда землях, а купцы и ремесленники, как сейчас говорится, завели своё дело. Нахичевань-на-Дону стал крупнейшим купеческим и ремесленным центром Юга России во многом благодаря "льготам и привилегиям", дарованным им императрицей Екатериной II.
В новой книге "Армяне Дона" можно прочесть, что особые привилегии донских армян отменил уже Александр I: в России начались реформы местного самоуправления. Но к этому времени община уже стала на ноги - трудолюбием своим и незыблемыми традициями уважения старших и заботы о малых. Дети переселенцев на новой родине пошли в школы, где преподавание велось на их родном языке. Так же, как и служба в храмах, выстроенных переселенцами по всем канонам Армянской апостольской церкви. Привезенные ими из Крыма на Дон хачкары пятого века нашей эры, спасенные из древней столицы армянского царства Ани, были уничтожены богоборцами уже в советское время.
На территории современного Ростова уцелел один храм на нахичеванском кладбище, а также монастырь Сурб-Хач на тогдашней окраине донской столицы, ставший в 1972 году музеем русско-армянской дружбы и филиалом областного краеведческого музея. Это перевоплощение и уберегло его от уничтожения. Спасали храм не только музейщики, но и десятки активистов-общественников, неоценимую поддержку им оказал народный художник СССР Мартирос Сарьян.

Уже в новые времена монастырь был возвращен церкви. А в 2011 году в Ростове в исторической Нахичевани-на-Дону была построена церковь Сурб-Арутюн, освященная католикосом Гарегином Вторым. Возрожденный храм в селе Большие Салы Мясниковского района также освещал каталикос всех армян.
Новый храм Армянской апостольской церкви строится сейчас в хуторе Шаумяне Егорлыкского района Ростовской области, на территории церкви уже установлено три хачкара. Хутор был основан в 1924 году беженцами из города Муш Западной Армении. Невозможно читать без сострадания страницы книги "Армяне Дона", повествующие о том, что им пришлось пережить во время геноцида. Об этом сегодня со слов своих бабушек и дедушек рассказывают уже внуки чудом спасшихся беженцев.
Села донской Армении с их храмами, музеями и другими уникальными достопримечательностями давно уже вошли в туристические маршруты приезжающих на Дон гостей из разных регионов России и зарубежья. В этом нет ничего удивительного: ну сколько в России сельских народных театров? А Чалтырский народный театр недавно отметил свое столетие - жители района (и не только завзятые театралы) очень им гордятся! В его репертуаре - в основном классическая драматургия: мировая, армянская и русская.

А ещё донские армяне на весь мир известны уникальным сортом пшеницы "чалтырка". Местные землепашцы выводили его долго: отбирали из каждого урожая лучшие семена и сеяли, чтоб снова повторить это и через год, и через два. В 1908 году на Международной выставке в Милане она была удостоена двух золотых медалей. Импортеры из Франции и Германии её особенно ценили, но во время Великой Отечественной войны семена были утрачены. И лишь в 2005 году селекционер Капрел Джинибалаян выяснил, что семена сохранились в НИИ растениеводства имени Вавилова. Сегодня донские хлеборобы снова выращивают "чалтырку". Неменьшей славой покрыли себя и чалтырские виноградари и виноделы.
В старой Нахичевани уже через 20 лет после её основания было одних только ликеро-водочных заводов аж семь. Зато сейчас в Ростовской области давно уже не осталось ни одного ликеро-водочного завода: на полках магазинов всё завозное (откуда завезли, туда и уплывает прибыль и акцизы). Увы, Нахичевань-на-Дону давно уже не город купцов, заводчиков и фабрикантов - со времен великих революционных потрясений. Бизнесмены разного профиля в постперестроечные времена, конечно, появились. Но гораздо больших успехов нахичеванцы добились в других сферах, также требующих и пытливого ума, и хорошего образования, и упорства в достижении цели. А главное – простой человеческой порядочности, которая обычно передается из поколения в поколение. В большинстве своем потомки основателей города - это интеллигенция: педагоги, ученые, врачи, музыканты.
О самых выдающихся из них рассказывает новая книга, которую можно смело назвать энциклопедией жизни одной из ветвей раскидистого древа, которую сам этот древний народ называет кратким словом «хай» - «армяне».

