Дата публикации:
25 фев 2023 г.
Прочтете несколько страниц – и вдруг: « …знакомый художник Михаил Ильич Бушнов уехал на выставку в Париж и просил присмотреть за его котом…». Наверняка автор решил увековечить полное имя известного в Ростове человека – народного артиста СССР, почетного гражданина города. Скорее всего, и видел его на сцене, да и город этот ему не чужой. Это центр области, куда входит его родной Волгодонск. А о нем он пишет, как и полагается приличному человеку отзываться об отчих местах: «Мы приехали к моему дому, моему девятиэтажному плиточному дому бежевого цвета, в котором и прошло мое детство, формирование моих ценностей, моя юность и первые ее мечты, мое взросление и разочарование в нем».
1264
О разочарованиях будут страницы его сочинений, а биография свидетельствует об обратном. Алексей счастливо совместил несколько профессий: актер по первому образованию, он играл в театре и снимался в кино, поставил несколько спектаклей, сценическую жизнь обрели его пьесы с другими режиссерами. Сегодня Смоленский драматический театр имени А.С.Грибоедова играет спектакль «Трогать нельзя» по его пьесе «Легенда о Франце». А режиссер спектакля, представьте, - наша землячка Алина Сорокина, дочь Николая Сорокина, который много лет играл на сцене Ростовского театра драмы им. М.Горького, а потом и возглавлял этот театр.
Алексей - автор повестей, рассказов и киносценариев, публицистических телевизионных программ. Особая страница его жизни – сотрудничество с музеем «Булгаковский дом». Новая книга Алексея Беклемышева и включает, кроме рассказов, пьесы и киносценарии. Они объединены общей мыслью о непостижимости жизни, невероятном стечении обстоятельств и несомненном влиянии высших сил на судьбу человека. Рисуя окружающий мир с пристальным вниманием и приязнью, он не ограничивается им, а впускает в повседневность персонажей из прошлых столетий, которые загадочно являются герою наших дней и так же необъяснимо исчезают (не забудем, что предмет изучения автора – Михаил Афанасьевич Булгаков, чье появление в одном из рассказов вполне естественно!).
Я затрудняюсь назвать жанр этих повествований. Так же, как при смешении двух красок получается третья, не похожая на первые, так и приметы фэнтэзи и детектива в «нездешних произведениях», сплетаясь, образуют особый жанр. Пожалуй, это мистические драмы с сильным креном в приключенческую стихию. Приключение привносит будоражащую ноту в пространство драмы, которую переживает человек, понявший, что счастье всегда мимолетно, скоротечно.
Писатель раздвигает границы реальности, впуская туда минувшие эпохи, а то и времена и происшествия, которых не существовало. То ли тесновато ему в повседневности, то ли очень любопытно проверить себя в обстоятельствах, не имеющих логического объяснения. Именно себя, потому что большинство персонажей книги носит имя автора. Вот к нему является сын Моцарта, требующий сжечь рукопись пушкинской маленькой трагедии, в которой напрасно великий поэт обвинил Сальери в отравлении Вольфганга Амадея. Посетитель же, как преданный ученик Сальери, мечтает восстановить его доброе имя («Франц и его учитель»). Вот пришедший ниоткуда незваный гость с мокрой от дождя рукописью уверяет писателя, что именно он руководил его мыслями. Именно он, подлинный автор, придумал ему музу и кота, да и сам хозяин дома – не писатель вовсе, а тоже персонаж чужого романа («Рыжая волчица»).
Подвергается сомнению предназначение предметов и локаций, от века считавшихся вполне определенными. В типовом номере гостиницы происходят подлинные чудеса («Перчатка, упавшая с неба»), а реальный город Выборг обретает волшебные черты и становится местом головокружительного приключения («Плач ангела на корабле»).
Красавицы, в которых влюблялся Он (все же аккуратно назовем его лирическим героем), или исчезали после первой встречи, или не материализовались вовсе. Счастье ускользало, едва поманив, ибо новое свидание «по зеркальному закону космоса никогда не сможет состояться». И для чего к герою «Нездешних произведений» приходили таинственные визитеры? Внести разлад в привычный ход вещей? Заставить переоценивать ценности? Ах, вот оно: «Интересно было бы прожить жизнь наоборот, чтобы написать об этом книгу».
Конечно, земная жизнь бесценна даже с рутинной заботой о хлебе насущном. Мы к ней привыкли! К закатам и рассветам, к тихому дождю и кленовому листу, прилипающему к окну, к чашечке кофе по утрам… Автор книги рисует это все необычайно привлекательно. Но есть подозрение, что немалые тайны скрыты от нас, и мы сейчас смогли прикоснуться к ним. Ведь
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий
Иль ясность божьего лица.
(Александр Блок)
Это уж от человека зависит: что он умудрится увидеть – сумрак неминучий или божье лицо.
Алексей - автор повестей, рассказов и киносценариев, публицистических телевизионных программ. Особая страница его жизни – сотрудничество с музеем «Булгаковский дом». Новая книга Алексея Беклемышева и включает, кроме рассказов, пьесы и киносценарии. Они объединены общей мыслью о непостижимости жизни, невероятном стечении обстоятельств и несомненном влиянии высших сил на судьбу человека. Рисуя окружающий мир с пристальным вниманием и приязнью, он не ограничивается им, а впускает в повседневность персонажей из прошлых столетий, которые загадочно являются герою наших дней и так же необъяснимо исчезают (не забудем, что предмет изучения автора – Михаил Афанасьевич Булгаков, чье появление в одном из рассказов вполне естественно!).
Я затрудняюсь назвать жанр этих повествований. Так же, как при смешении двух красок получается третья, не похожая на первые, так и приметы фэнтэзи и детектива в «нездешних произведениях», сплетаясь, образуют особый жанр. Пожалуй, это мистические драмы с сильным креном в приключенческую стихию. Приключение привносит будоражащую ноту в пространство драмы, которую переживает человек, понявший, что счастье всегда мимолетно, скоротечно.
Писатель раздвигает границы реальности, впуская туда минувшие эпохи, а то и времена и происшествия, которых не существовало. То ли тесновато ему в повседневности, то ли очень любопытно проверить себя в обстоятельствах, не имеющих логического объяснения. Именно себя, потому что большинство персонажей книги носит имя автора. Вот к нему является сын Моцарта, требующий сжечь рукопись пушкинской маленькой трагедии, в которой напрасно великий поэт обвинил Сальери в отравлении Вольфганга Амадея. Посетитель же, как преданный ученик Сальери, мечтает восстановить его доброе имя («Франц и его учитель»). Вот пришедший ниоткуда незваный гость с мокрой от дождя рукописью уверяет писателя, что именно он руководил его мыслями. Именно он, подлинный автор, придумал ему музу и кота, да и сам хозяин дома – не писатель вовсе, а тоже персонаж чужого романа («Рыжая волчица»).
Подвергается сомнению предназначение предметов и локаций, от века считавшихся вполне определенными. В типовом номере гостиницы происходят подлинные чудеса («Перчатка, упавшая с неба»), а реальный город Выборг обретает волшебные черты и становится местом головокружительного приключения («Плач ангела на корабле»).
Красавицы, в которых влюблялся Он (все же аккуратно назовем его лирическим героем), или исчезали после первой встречи, или не материализовались вовсе. Счастье ускользало, едва поманив, ибо новое свидание «по зеркальному закону космоса никогда не сможет состояться». И для чего к герою «Нездешних произведений» приходили таинственные визитеры? Внести разлад в привычный ход вещей? Заставить переоценивать ценности? Ах, вот оно: «Интересно было бы прожить жизнь наоборот, чтобы написать об этом книгу».
Конечно, земная жизнь бесценна даже с рутинной заботой о хлебе насущном. Мы к ней привыкли! К закатам и рассветам, к тихому дождю и кленовому листу, прилипающему к окну, к чашечке кофе по утрам… Автор книги рисует это все необычайно привлекательно. Но есть подозрение, что немалые тайны скрыты от нас, и мы сейчас смогли прикоснуться к ним. Ведь
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий
Иль ясность божьего лица.
(Александр Блок)
Это уж от человека зависит: что он умудрится увидеть – сумрак неминучий или божье лицо.