
Финалистка Всероссийского конкурса «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия – страна возможностей» пользователям интернета известна как Олеся Дроздова. Олеся является основателем авторского канала «Беречь речь», насчитывающем около 170 тысяч подписчиков, ведет блог на "Дзене" и в сообществе "ВКонтакте", пишет статьи о русском языке и литературе. Причем простыми словами и с юмором.

– С такой активностью в Сети вы просто не могли не стать финалисткой конкурса «ТопБЛОГ», – говорю Олесе.
– Отчего-то у меня действительно была уверенность, что я пройду в финал.
– Когда и почему вам пришла идея создать блог «Беречь речь»?
– Тема русского языка была мне интересна со школьных лет. Получить образование в этом направлении у меня возможности не было, и я стала инженером. Но тяга к изучению русского языка, к книгам и писательству меня не покидала. Поэтому в 2018 году в "Дзене" я создала блог, чтобы делиться информацией и собирать вокруг себя единомышленников.
– Вы рассчитывали, что у вас будут сотни подписчиков?
– Конечно, я на это надеялась. При этом блог не сразу обрел популярность: первая сотня подписчиков набралась только спустя четыре месяца.
– Как я понимаю, задача проекта «Беречь речь» – популяризация русского языка, литературы и книг среди ваших подписчиков и не только. Как они приняли проект? Какие отклики вы получаете?
– Чаще всего я получаю в ответ приятные слова и благодарность за работу. Людям нравится узнавать новое, они охотно делятся своим мнением и участвуют в дискуссиях. Отдельной строкой стоят отзывы, которые меня трогают до глубины души. Мне пишут, что мои статьи увлеченно читают дети. Недавно одна подписчица купила мою книгу и написала, что книгу забрал сын-школьник. «Сын в нее погрузился, за уши не оттянуть. Информацией делится, но дозированно. Так интересно, что пока не до общения». В такие моменты кажется, что я точно не зря все это затеяла.
– Расскажите о вашей книге «Беречь речь. Забытая история русских слов и выражений». История каких слов и выражений вас удивила?
– В книге собраны мои статьи об истории русских слов и выражений. Например, меня очень удивило, что в армии Петра I были самолеты. И это не то, что мы привыкли понимать под этим словом. С изобретением самолетов люди не стали «изобретать велосипед» в отношении того, как их назвать. Они использовали слово, которое существовало в языке несколько столетий. В разное время так называли и паром, и ткацкий стан, и сельскохозяйственное орудие. В армии Петра I использовали самоходные паромы, их движущей силой была речная вода. Или, скажем, многих удивит, что симпозиум не всегда был серьезным научным совещанием. В переводе с греческого symposion — «пирушка». Древние греки на симпосиях всячески веселились и распивали вино, а наутро не всегда могли вспомнить о событиях вчерашнего дня.
Фраза «не вешать нос» пришла к нам из мира музыки. Полностью фразеологизм звучит как «не вешай нос на квинту». Квинта — первая и самая высокая струна у скрипки и у некоторых других струнных инструментов. С молчаливой сосредоточенностью скрипач двигает смычком, и его лицо при этом опускается все ниже. Иногда настолько низко, что нос музыканта касается той самой квинты, и скрипач выглядит как загрустивший человек.
– Нетрудно понять сына одной из ваших подписчиц, который с интересом читает вашу книгу. А, вообще, можно упрекнуть школу в том, что она дает ученикам плохие знания русского языка и литературы? Кто виноват в том, что сегодня молодые люди плохо разбираются в классической русской литературе, неграмотно пишут?
– Я не берусь давать оценку современному образованию и решать, кто виноват. Но отсутствие знаний часто связано с отсутствием интереса к теме, что точно стоит исправлять.
– Да еще и Интернет не во всем идет на пользу. Дети уходят в него с головой с раннего детства. И читают мало (если вообще читают). Но только ли современные средства коммуникации мешают правильно писать и говорить?
– Во многом гаджеты мешают, конечно. Прежде такого разнообразия развлечений дома не было, поэтому и к книгам обращались чаще. Думаю, взрослым в семье стоит подавать пример и пытаться заинтересовать книгами, подсовывая что-то увлекательное. Мне интересные книги подсовывала мама. До сих пор помню, как я зачитывалась историей об Элли, изложенной Александром Волковым в «Волшебнике Изумрудного города». В детстве я часто ходила в библиотеку и любила читать.
– Вспомните свои школьные годы. Можете вспомнить, сколько примерно в вашем классе было учеников, которые получали по русскому языку и литературе плохие оценки? Учитель плохо учил или, скажем, не сумел заинтересовать, или сами дети проявляли неуважение к предметам?
– Я не могу сказать, у скольких одноклассников были плохие оценки по русскому языку. У нас был сильный класс, многие хорошо учились. И интерес к русскому языку у меня во многом пробудился именно благодаря учителю. Она придумывала разные способы запоминания правил: схемы, рисунки, рифмы. На уроки литературы она приглашала интересных гостей, мы смотрели фильмы, снятые по классическим книгам, и слушали голос Есенина, читающего стихи. Поэтому в своей книге отдельной строкой я выразила благодарность своему Учителю. Мне жаль, что она этого уже не увидит. Но о том, что благодаря ей появился мой блог, я успела ей рассказать.
– Если не ошибаюсь, в Госдуме обсуждается вопрос о том, чтобы русский язык не включать в ЕГЭ как обязательный предмет. Что скажете?
– Боюсь, что это лишит детей одного из стимулов изучения русского языка.
– Если бы вы были министром просвещения, какую бы систему преподавания русского языка и литературы предложили педагогам школ?
– Думаю, этот вопрос стоит задать тем, кто работает в современной системе образования. Я от этого далека.

